Юлия Пашкова
Консультация «Что молчим?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что молчим?
Речь – важный психический процесс. Он оказывает огромное влияние на общее развитие, на формирование памяти, внимания, мышления. Кроме того, правильное развитие речи помогает ребенку взаимодействовать с другими детьми, укрепляет его социальные навыки.
Однако часто задержка речи бывает замечена только года в три, а то и позже. До этого многие относятся к ситуации лояльно. «Ну, не говорит ребенок – не беда. Будет три года – заговорит сразу как взрослый». Так действительно бывает, если проблема «не говорит» заключается в том, что ребенок просто недостаточно активен в общении. Однако случается, что нарушение возникло на более ранних этапах речевого развития, и тогда чуда не произойдет – «молчун» не разговорится. Поэтому прислушиваться к малышу надо гораздо раньше – с самого рождения. В первые полгода ребенок не просто слышит звуки, но и различает интонацию. Это видно по его реакции: тихие слова мамы вызывают удовлетворение, внезапный шум – испуг, необычная музыка – интерес и сосредоточенность. Он уже самостоятельно воспроизводит гласные звуки, нараспев произносит «а-а-а, э-э-э, о-о-о». Примерно с шести месяцев к гласным добавляются согласные, и гуление превращается в лепет. Дети этого возраста очень внимательно слушают речь взрослого, пытаются имитировать их произношение и артикуляцию. В год ребенок понимает около 200 слов, но произносит лишь 10. Такое преобладание пассивного словаря над активным будет продолжаться еще около года – полутора. Двухлетний ребенок может выполнять все просьбы, демонстрировать понимание даже относительно сложных предложений, но говорить при этом очень мало. Норма этого возраста – от 50 до 100 слов. Дети составляют предложения из двух слов, используют все части речи. На третьем году предложения становятся сложнее, ребенок начинает говорить о себе в первом лице (до этого называл по имени: «Маша хочет гулять», задавать вопросы, более точно рассказывать. К трем годам в лексиконе уже от 1000 до 1500 слов, в речи много прилагательных, наречий, ребенок в основном правильно изменяет слова по числам и родам. Дети, которые в это время все еще молчат или говорят очень мало, имеют серьезные на то причины. Какие?
Публикация «Консультация „Что молчим?“» размещена в разделах
Слишком много говорят взрослые.
Казалось бы, это должно способствовать развитию речи. Чем больше взрослых людей окружает ребенка, тем больше слов он узнает, тем быстрее учится. На самом деле происходит как раз наоборот. Ребенок теряется, когда все говорят «по-взрослому». Он учится улавливать смысл, но не успевает сделать слово понятным, родным для себя. Тем более что часто в такой обстановке его речь долгое время бывает невостребованной. Взрослые и так понимают его, выполняют все, что нужно, - необходимости говорить просто нет. Для правильного развития необходимо, чтобы речь взрослого была понятной, доходчивой. Говорите не с высоты своего роста, а на уровне глаз ребенка, побуждайте его к артикуляции, повторяйте разные звуки.
Неподходящая обстановка.
Никаких специальных условий для развития речи не нужно. Но обстановка должна быть благоприятной. Любые стрессы действуют отрицательно, причем стресс – это не обязательно сильный испуг, но и общая напряженность в семье, конфликты, ссоры, частые переезды. Но, чтобы, ни было причиной, в задержке речи такого типа есть общий признак. Изначально развитие шло, как положено, и проблемы начались с какого-то определенного момента или периода. Бывает, что двух-, трехлетний ребенок перестает говорить, когда у него появляется младший братик или сестричка. Отказ от речи в данном случае – как попытка приравняться к маленькому, которому уделяется гораздо больше внимания. Требования вести себя «как положено» приводят к противоположному результату. Стрессов для ребенка только прибавляется, и, соответственно, никаких улучшений не происходит.
Генетическая предрасположенность
При том, что нормы есть, они все-таки условны. Это значит, что большинство здоровых детей развиваются именно так. Но могут быть и исключения. Так, бывают семьи, где дети начинают говорить поздно на протяжении нескольких поколений. Или, например, идут по какому-то своему плану. Мало говорят отдельные слова, но потом довольно быстро начинают говорить предложениями. Как правило, родители в этом случае бывают спокойны, зная о такой особенности, и не форсируют развитие событий. Тем не менее в каждом из таких случаев стоит обратиться к специалистам, чтобы исключить серьезные проблемы. И, конечно, заниматься ребенком.
Проблемы медицинского характера
Проблемы с речью часто возникают, если у ребенка снижен слух. Причинами задержки речи могут быть также заболевания или поражения головного мозга (травмы головы, инфекции, перенесенные внутриутробно и в первый год жизни, гипоксия). Не отказывайтесь ни в одном из этих случаев от наблюдения у специалиста, даже если вам кажется, что все хорошо. Проблемы могут быть заметными именно в речи (и только в ней, и выбрать тактику ожидания в данном случае совершенно не правильно. А вот своевременное лечение, занятия с малышом и позитивный настрой обязательно помогут ребенку заговорить. Правильно и в срок.