Получи документы

Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

Ульяновская Наталия Юрьевна
Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»

Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

Выполнил: Ульяновская Н. Ю.

С. Турунтаево, 2018 г.

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. В прошлом разнообразными узорами украшалась одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение коня, орудия производства. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, вышивки, резьбы по дереву, росписи, простота, четкость, и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи – отличительные черт произведений народного творчества.

Публикация «Консультация „Бурятские узоры, Все виды узоров, их значение“» размещена в разделах

Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали свое искусство молодым и так из поколения в поколение. Новые узоры создавались путем комбинирования традиционных. На многих бурятских изделиях из дерева, металла и нашитых работах часто встречается в различных вариациях мотив «бараний рог» (Слайд 2) : иногда удвоенный, иногда в сочетании с крестом, с ромбом в виде якоря и т. д.

Этот мотив характерен для многих кочевых и полу-кочевых народов Сибири. Его можно увидеть в орнаменте вязанных чулок у населения острова Ольхон, сохранившего самобытные черты в своем искусстве.

Техника вязания обусловила распространение геометрического орнамента на чулках. В основе этого орнамента лежит зигзагообразная линия, дающая различные узоры – бараний рог, птицу, елочку и др. Черный, темно-коричневый – естественная окраска шерсти – составляли основную гамму красочных сочетаний. Иногда шерсть красили в слабо окрашенной воде, от чего получали бледную окраску оранжевого, светло- желтого цвета. Ранний геометрический орнамент обеспечил твердый каркас решений многих композиций росписи, вышивок на различных предметах.

На старинных колчанах, налучниках и поясах особенно распространен мотив «Солнца» (Слайд) – круг. Его символическое значение связано с пожеланием удачи на охоте, в бою возможно это был талисман в виде круга, который затем перешел непосредственно на предметы, как украшение – серебряный диск, вышивка. Так именно расшиты одежды невесты, подушки, одеяла. Обычай украшения одежды невесты серебряными дисками существует у таджиков, туркмен, якутов и др народов.

Под влиянием буддийского искусства прежние самобытные черты старинной бурятской культуры изменяются. Но это не простое заимствование, а рождение нового, слияние примитивных мотивов старого бурятского орнамента с причудливыми мотивами буддийской иконографии. Этот период характеризуется появлением расписных вещей домашнего обихода и предметов культа.

Росписью занимались резчики по дереву. Красителями служили иногда привозные, иногда растительные и минеральные краски, которые получали из глины и коры лиственницы путем специальной обработки, те же самые орнаментальные мотивы – круги, зигзаги, бараний рог – усложняется в переплетениях с растительными.

Эта же тенденция усложнения орнамента встречается и на шитых работах. Мотивы орнамента на рукавах халата, на унтах – сочетание ромбов, крестов, завитков напоминающих бараний рог зигзаги.

Сохраняя старинные традиции, развивая и совершенствуя их, мастера создавали и по ныне создают подлинные шедевры искусства.

Бесконечно разнообразно орнаментация, используемая в украшении многочисленных женских нагрудных, поясных подвесок, браслетов, серег, колец, мужских поясов, ножей.

Конская сбруя, трубки, кисеты, табакерки, посуда так же богата орнаментированы. украшение предметов выполнены с большим чувством такта, ощущением цвета и линий, с учетом особенностей материала. Разнообразны были средства и способы украшения орнаментом различных предметов: вышивка, аппликация, плетение, тиснение кожи, насечка, гравировка, чернь, чеканка по серебру и золоту, резьба и многоцветная роспись.

Поле деятельности народного мастерства – это вещи окружающие его в повседневной жизни. Виртуозное владение приемами обработки металла, дерева, приемами вышивки дает возможность довести художественное оформление этих вещей до совершенства. Тяга народа к красоте нашла выражение в богатом убранстве одежды и различных предметов быта, в художественной оформлении изделий из металла.

В орнаментальных мотивах отразились спокойный ритм и гармония окружающей природы, мягкий колорит забайкальского лета, красочность осени. Основные элементы бурятского узора- солнце, луна, Облако- характеризуются четким узором и ясным цветом решением.

Цвет у бурят, как и у всех народов, имеет свое значение. Буряты всегда использовали яркие чистые цвета, не боясь смелых сочетаний. Только надо знать, что означает тот или иной цвет.

Белый – чистота, святость, благополучие. С белым цветом связано все доброе, счастливое, священное.

Золотой цвет – имеет высшую ценность. Это вечность, прочность, нетленноость, величие, блеск, и сияние Солнца и власть. Золотой дракон приносит людям счастье и безопасность.

Голубой – отец цветов, Вечно Синее Небо, верность, постоянство.

Желтый – то же что и золотой.

Красный – радость, красота, огонь, тепло и свет, целительная сила, борьба, агрессивность.

Зеленый – цвет травы, листьев, цвет Земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и не увядание.

Черный – несчастье, гибель, горе. Все плохое, злое, несчастливое.

Бурятский орнамент глубоко национален. Это удивительно организованная и насыщенная плоскость, гармоническое сочетание графики и цвета. Это создание бурятского мастера, его любимая песня, отражающая природу края, уклад жизни народа.

Орнамент – это древний магические узоры, в которых есть созвучие Природе и Космосу, в них зашифрованы слова, послания или тайное знание. Украшая свое тело татуировкой, парень может и не подозревать, что это может изменить его судьбу. Декор занавески может совершенно расстроить семейную жизнь. Поэтому значение знаний об орнаменте и цвете трудно переоценить. Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью играл роль оберега, талисмана, благопожелания. в сложной или наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. И вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

Инь и Ян – единство и противоположности мира. Это можно сказать наш вечно изменяющийся мир. Он состоит из стихий природы, перетекающих из одного в другое: добра и зла, света и тьмы, высокого и низкого, женского имужского, так можно продолжать долго. Эти противоположности не могут существовать друг без друга. светлая часть Ян – это Небо, Солнце, Свет, Энергия, Мужчина и тд. Темная часть Инь – это Земля, Луна, Тьма, Покой, Женщина… Этот добрый знак несет в дом покой и уравновешенность.

Круг – это Солнце. Солнце почитали все народы мира. Покланялись Солнцу и буряты. Круглое украшение, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят – Ёхор - тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу. Розетки – то же Солнце, то же с ножками. Свастика древнеиндийский символ Азии, священный и для бурят – это знак Солнца, света и щедрости. Свастика по ходу Солнца - добрая энергия, это четыре головы лошадей скачущих к счастью. Свастика против хода Солнца – плохая энергия. Вообще буряты предпочитают совершать все действия по ходу Солнца.

К тотемным символам относится роговидный узор. Это пожелание удачной охоты и изобилия, достатка и процветания.

Меандр – похож на молоточки. Это пожелание успехов в труде, трудолюбие и бесконечное счастье.

Улзы – очень древний орнамент, символ счастья, благополучия и долголетия. Этим благопожеланием украшают многие вещи, мебель, одежду. Это одно из буддийских жертвоприношений, которое означает непрерывные перевоплощения людей.

Облака – пожелания духовного развития, совершенства.

Все водные узоры – символ вечности народа.

ШОУ – круг поделенный на сегменты. Это черепаший панцирь. Символ мудрости и вечности.

После Великой Октябрьской социалистической революции искусство бурятского народа, в частности орнамент, получила исключительно благоприятные условия для своего возрождения и развития. Орнамент обрел свежую силу, зазвучал новыми мотивами, засверкал радужными красками. Во многие орнаментальные композиции вписались изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, эмблем красноармейца в шлеме и с винтовкой в руках, деталей различных сельскохозяйственных машин. Эти новые элементы вплетались в традиционные основы орнамента естественно и органично, неся в широкие трудящиеся массы основные идеи советской власти. Так своим специфическим языком орнамент говорил о радостных переменах народной жизни, о светлом счастье простых людей.

Живописцы, графики, мастера декоративно- прикладного искусства с большим вниманием отнеслись к орнаментальному наследию бурятского народа. В Республиканском художественном музее имени Ц. С. Сампилова сосредоточенно большое количество орнамента, бытовавших бурятских аймаках и улусах.

Собиратели бережно собирали образцы бурятских орнаментов и всячески способствовали их развитию. Имеется большое количество зарисовок, сделанных одним из собирателей народного орнамента Ц. Сампилова. с вещей домашнего обихода. Сампилов с увлечением занимался разработкой новых мотивов, часто он превращал в узоры отдельные характерные сцены бурятской народной жизни. Так, во многих орнаментах мы видим диких лошадей, скачущих по бескрайней степи; другие же изобилуют изображением домашних животных, чаще баранов, коз, овец. Сампилов выступил с призывом обогатить народный орнамент, безотлагательно взяться за обработку мотивов народной орнаментики.

Много труда и творческих сил вложили в дело собирания и развития народного орнамента художники Б. Будаев, Р. С. Мэрдыгеев, Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев. Все они неоднократно выезжали в районы республики, Иркутской области, Агинского Бурятского национального округа, где срисовывались орнаменты с предметов быта.

Орнаменты, созданные профессиональными художниками, имеют большое практическое значение. Благодаря своей подвижности эти орнаменты могут быть использованы для росписи по дереву, вышивки, в художественном оформлении изделий из металла.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для родителей «Виды пластилиновой аппликации» Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама.

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка»Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка» Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны.

Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющихся у детей,.

Консультация для воспитателей «Виды театров»Консультация для воспитателей «Виды театров» Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! А когда ожившие куклы начинают двигаться,.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Консультация «Значение цветов в жизни человека»Консультация «Значение цветов в жизни человека» Консультация Значение цветов в жизни человека Давайте поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Наступила пора посадки рассады.

Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей.Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей. Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателейЗначение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»
Опубликовано: 18 января 2020 в 10:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяновская Наталия Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД