Ульяновская Наталия Юрьевна
Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»
МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»
Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»
Выполнил: Ульяновская Н. Ю.
С. Турунтаево, 2018 г.
Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. В прошлом разнообразными узорами украшалась одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение коня, орудия производства. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, вышивки, резьбы по дереву, росписи, простота, четкость, и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи – отличительные черт произведений народного творчества.
Публикация «Консультация „Бурятские узоры, Все виды узоров, их значение“» размещена в разделах
Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали свое искусство молодым и так из поколения в поколение. Новые узоры создавались путем комбинирования традиционных. На многих бурятских изделиях из дерева, металла и нашитых работах часто встречается в различных вариациях мотив «бараний рог» (Слайд 2) : иногда удвоенный, иногда в сочетании с крестом, с ромбом в виде якоря и т. д.
Этот мотив характерен для многих кочевых и полу-кочевых народов Сибири. Его можно увидеть в орнаменте вязанных чулок у населения острова Ольхон, сохранившего самобытные черты в своем искусстве.
Техника вязания обусловила распространение геометрического орнамента на чулках. В основе этого орнамента лежит зигзагообразная линия, дающая различные узоры – бараний рог, птицу, елочку и др. Черный, темно-коричневый – естественная окраска шерсти – составляли основную гамму красочных сочетаний. Иногда шерсть красили в слабо окрашенной воде, от чего получали бледную окраску оранжевого, светло- желтого цвета. Ранний геометрический орнамент обеспечил твердый каркас решений многих композиций росписи, вышивок на различных предметах.
На старинных колчанах, налучниках и поясах особенно распространен мотив «Солнца» (Слайд) – круг. Его символическое значение связано с пожеланием удачи на охоте, в бою возможно это был талисман в виде круга, который затем перешел непосредственно на предметы, как украшение – серебряный диск, вышивка. Так именно расшиты одежды невесты, подушки, одеяла. Обычай украшения одежды невесты серебряными дисками существует у таджиков, туркмен, якутов и др народов.
Под влиянием буддийского искусства прежние самобытные черты старинной бурятской культуры изменяются. Но это не простое заимствование, а рождение нового, слияние примитивных мотивов старого бурятского орнамента с причудливыми мотивами буддийской иконографии. Этот период характеризуется появлением расписных вещей домашнего обихода и предметов культа.
Росписью занимались резчики по дереву. Красителями служили иногда привозные, иногда растительные и минеральные краски, которые получали из глины и коры лиственницы путем специальной обработки, те же самые орнаментальные мотивы – круги, зигзаги, бараний рог – усложняется в переплетениях с растительными.
Эта же тенденция усложнения орнамента встречается и на шитых работах. Мотивы орнамента на рукавах халата, на унтах – сочетание ромбов, крестов, завитков напоминающих бараний рог зигзаги.
Сохраняя старинные традиции, развивая и совершенствуя их, мастера создавали и по ныне создают подлинные шедевры искусства.
Бесконечно разнообразно орнаментация, используемая в украшении многочисленных женских нагрудных, поясных подвесок, браслетов, серег, колец, мужских поясов, ножей.
Конская сбруя, трубки, кисеты, табакерки, посуда так же богата орнаментированы. украшение предметов выполнены с большим чувством такта, ощущением цвета и линий, с учетом особенностей материала. Разнообразны были средства и способы украшения орнаментом различных предметов: вышивка, аппликация, плетение, тиснение кожи, насечка, гравировка, чернь, чеканка по серебру и золоту, резьба и многоцветная роспись.
Поле деятельности народного мастерства – это вещи окружающие его в повседневной жизни. Виртуозное владение приемами обработки металла, дерева, приемами вышивки дает возможность довести художественное оформление этих вещей до совершенства. Тяга народа к красоте нашла выражение в богатом убранстве одежды и различных предметов быта, в художественной оформлении изделий из металла.
В орнаментальных мотивах отразились спокойный ритм и гармония окружающей природы, мягкий колорит забайкальского лета, красочность осени. Основные элементы бурятского узора- солнце, луна, Облако- характеризуются четким узором и ясным цветом решением.
Цвет у бурят, как и у всех народов, имеет свое значение. Буряты всегда использовали яркие чистые цвета, не боясь смелых сочетаний. Только надо знать, что означает тот или иной цвет.
Белый – чистота, святость, благополучие. С белым цветом связано все доброе, счастливое, священное.
Золотой цвет – имеет высшую ценность. Это вечность, прочность, нетленноость, величие, блеск, и сияние Солнца и власть. Золотой дракон приносит людям счастье и безопасность.
Голубой – отец цветов, Вечно Синее Небо, верность, постоянство.
Желтый – то же что и золотой.
Красный – радость, красота, огонь, тепло и свет, целительная сила, борьба, агрессивность.
Зеленый – цвет травы, листьев, цвет Земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и не увядание.
Черный – несчастье, гибель, горе. Все плохое, злое, несчастливое.
Бурятский орнамент глубоко национален. Это удивительно организованная и насыщенная плоскость, гармоническое сочетание графики и цвета. Это создание бурятского мастера, его любимая песня, отражающая природу края, уклад жизни народа.
Орнамент – это древний магические узоры, в которых есть созвучие Природе и Космосу, в них зашифрованы слова, послания или тайное знание. Украшая свое тело татуировкой, парень может и не подозревать, что это может изменить его судьбу. Декор занавески может совершенно расстроить семейную жизнь. Поэтому значение знаний об орнаменте и цвете трудно переоценить. Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью играл роль оберега, талисмана, благопожелания. в сложной или наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. И вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.
Инь и Ян – единство и противоположности мира. Это можно сказать наш вечно изменяющийся мир. Он состоит из стихий природы, перетекающих из одного в другое: добра и зла, света и тьмы, высокого и низкого, женского имужского, так можно продолжать долго. Эти противоположности не могут существовать друг без друга. светлая часть Ян – это Небо, Солнце, Свет, Энергия, Мужчина и тд. Темная часть Инь – это Земля, Луна, Тьма, Покой, Женщина… Этот добрый знак несет в дом покой и уравновешенность.
Круг – это Солнце. Солнце почитали все народы мира. Покланялись Солнцу и буряты. Круглое украшение, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят – Ёхор - тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу. Розетки – то же Солнце, то же с ножками. Свастика древнеиндийский символ Азии, священный и для бурят – это знак Солнца, света и щедрости. Свастика по ходу Солнца - добрая энергия, это четыре головы лошадей скачущих к счастью. Свастика против хода Солнца – плохая энергия. Вообще буряты предпочитают совершать все действия по ходу Солнца.
К тотемным символам относится роговидный узор. Это пожелание удачной охоты и изобилия, достатка и процветания.
Меандр – похож на молоточки. Это пожелание успехов в труде, трудолюбие и бесконечное счастье.
Улзы – очень древний орнамент, символ счастья, благополучия и долголетия. Этим благопожеланием украшают многие вещи, мебель, одежду. Это одно из буддийских жертвоприношений, которое означает непрерывные перевоплощения людей.
Облака – пожелания духовного развития, совершенства.
Все водные узоры – символ вечности народа.
ШОУ – круг поделенный на сегменты. Это черепаший панцирь. Символ мудрости и вечности.
После Великой Октябрьской социалистической революции искусство бурятского народа, в частности орнамент, получила исключительно благоприятные условия для своего возрождения и развития. Орнамент обрел свежую силу, зазвучал новыми мотивами, засверкал радужными красками. Во многие орнаментальные композиции вписались изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, эмблем красноармейца в шлеме и с винтовкой в руках, деталей различных сельскохозяйственных машин. Эти новые элементы вплетались в традиционные основы орнамента естественно и органично, неся в широкие трудящиеся массы основные идеи советской власти. Так своим специфическим языком орнамент говорил о радостных переменах народной жизни, о светлом счастье простых людей.
Живописцы, графики, мастера декоративно- прикладного искусства с большим вниманием отнеслись к орнаментальному наследию бурятского народа. В Республиканском художественном музее имени Ц. С. Сампилова сосредоточенно большое количество орнамента, бытовавших бурятских аймаках и улусах.
Собиратели бережно собирали образцы бурятских орнаментов и всячески способствовали их развитию. Имеется большое количество зарисовок, сделанных одним из собирателей народного орнамента Ц. Сампилова. с вещей домашнего обихода. Сампилов с увлечением занимался разработкой новых мотивов, часто он превращал в узоры отдельные характерные сцены бурятской народной жизни. Так, во многих орнаментах мы видим диких лошадей, скачущих по бескрайней степи; другие же изобилуют изображением домашних животных, чаще баранов, коз, овец. Сампилов выступил с призывом обогатить народный орнамент, безотлагательно взяться за обработку мотивов народной орнаментики.
Много труда и творческих сил вложили в дело собирания и развития народного орнамента художники Б. Будаев, Р. С. Мэрдыгеев, Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев. Все они неоднократно выезжали в районы республики, Иркутской области, Агинского Бурятского национального округа, где срисовывались орнаменты с предметов быта.
Орнаменты, созданные профессиональными художниками, имеют большое практическое значение. Благодаря своей подвижности эти орнаменты могут быть использованы для росписи по дереву, вышивки, в художественном оформлении изделий из металла.