Ольга Мариич
Консультация «Автодидактическая организация экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сл. 1.
Как все мы знаем, детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. А искать ответы на детские вопросы можно с помощью увлекательных экспериментов.
Наблюдая, как устроены центры экспериментирования в группах, можно заметить, что дети к ним не подходят, а если и берут какие-либо предметы, то их действия остаются манипулятивными.
Так как же сделать центр интересным детям.
Сл. 2.
Предлагаю каждому ответить на вопросы. ДА, НЕТ.
Если ты ответил на все эти вопросы, «ДА», то здесь 2 варианта:
Публикация «Консультация „Автодидактическая организация экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
1- Ты все знаешь из личного опыт и можешь не присутствовать на этой консультации.
2- Либо ты был не честен с собой, и все-таки пытался выдавать желаемое за действительное.
Если ты ответил «нет» хотя бы на некоторые из вопросов, тогда эта информация для тебя! Вперед!
Сл. 3.
Автодидактичная срЕда – это срЕда, в которой ребё нок:
Самообучается
Самообразовывается
Саморазвивается
Сл. 4.
Преимущество автодидактического материала в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого
Как создать автодидактичную срЕду? Сегодня я вам расскажу на примере центра экспериментирования.
НАЧИНАЕМ СОЗДАВАТЬ ТАКУЮ СРЕДУ - ПОШАГОВО
Сл. 5.
Шаг 1.
Изучим программу (ООП ДО своего сада. Найдем там список возможных достижений ребенка в нужном возрастном периоде, иначе говоря, задачи
образовательной области «Познавательное развитие» для возраста воспитанников.
Сл. 6.
Подготовим удобное место для центра:
подберем низкие открытые стеллажи, материалы расположим в один слой, обеспечим визуализацию говорящей среды, подпишем или промаркируем контейнеры.
Обязательно подготовим
стол,
место для размещения бланка с результатами, корзину для мусора и инвентарь для уборки.
Сл. 7.
Шаг 2.
Найдем 5-6 подходящих опытов и экспериментов, позволяющих достичь поставленных задач и не представляющих технических сложностей при проведении для детей.
Сл. 8 .
Шаг 3.
Составь по этим опытам карточки подсказки, позволяющие детям не только понять последовательность действий при проведении опыта или эксперимента, но и самостоятельно отобрать нужное оборудование.
Очень важно, чтобы все пошаговые алгоритмы были логичными и очень подробными. Если пропустить какое-либо действие, которое нам кажется очевидным, а ДЛЯ ребенка таковым не будет, опять же есть большой риск, что результат не будет оптимальным.
Сл. 9.
Шаг 4.
Разработаем карточки-фиксации опыта (эксперимента). Фиксируя на бумаге, ребенок может поделиться результатами в общем кругу, с друзьями, как бы публикуя свои достижения.
Отсутствие такого видимого результата, в том числе, может останавливать ребят работать в центре самостоятельно. Хотя они обожают эту деятельность, когда работают со взрослым и остальными детьми. Почему так?
Когда ребенок работает в центре сам, то ему не с кем поделиться эмоциями в моменте, и часто не остается никаких следов, чтобы делится эмоциями после завершения работы.
А если работает ребенок со взрослым и остальными детьми. — это все есть.
Вывод один: нужно сделать так, чтобы ребенок мог оставить тот самый след, чтобы его «голос» зазвучал!
Карточка - фиксации должна обязательно содержать: место для даты проведения опыта (эксперимента, имени автора опыта (эксперимента, и результат исследования.
Сл. 10.
Можем привлечь детей старшего возраста к созданию автодидактического центра,
например, предоставим им возможность самостоятельно
подписать контейнеры, сделать карточки, собрать контейнеры для опытов и т. д.
Сл. 11.
Шаг 5.
Организуем выставку выполненных заданий. Ежедневно с детьми обсуждаем выполненные задания.
Сл. 12.
Шаг 6.
Сформируем кейс опыта (эксперимента). Для этого можно взять любую емкость (коробку, контейнер, корзину, ящик) и сложить туда, все, что нужно для эксперимента – карточки- подсказки, карточки - фиксации, и предметы “партнеры»
Предмет – партнер- предмет который не является основным, но без которого не возможно осуществить, действие в полном объеме (Фломастер- подписать карточку, щетку, ведро, чтобы навести порядок).
О предметах-партнерах часто забывают. И это значительно снижает качество деятельности. Не забудьте подписать кейсы. Старшие дети. Это могут сделать самостоятельно.
Сл. 13-15
Шаг 7.
Создадим, автодидактичные «игры на подносе»
Такие игры мобильны и не требуют инструкции-проводника.
Выполняя игровые задания, дети развивают мелкую моторику, глазомер, конструктивное и творческое мышление, экспериментируют и открывают для себя окружающий мир.
Сл. 16.
Шаг8.
Убедись, что в центре есть именные карточки.
(КАРТОЧКИ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, КАРТОЧКИ БЕЗОПАСНОСТИ при проведении опытов и эксперементов, Правилах работы в центре)
Шаг 9.
Сделай презентацию центра детям.
Презентация центра детям - обязательное условие введения нового элемента среды.
Важно показать детям, как пользоваться оборудованием, рассказать о технике
безопасности, о правилах работы в центре, показать поведенческий алгоритм
Сл. 17.
Шаг 10.
При необходимости будем подогревать интерес детей (ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ, ВНЕСЕНИЕ ЧЕГО ТО НОВОГО, НЕИЗВЕДАННОГО, НЕЗНАКОМОГО.
Сейчас я предлагаю вам, используя элемент «Живой среды» - «Загадка дня» провести опыты и заполнить карту – фиксации опыта.
1. «Загадка дня»- как окрасить воду в коричневый цвет?
2. «Загадка дня» - что, плавает, а что тонет?