Ольга Мариич
Консультация «Автодидактическая организация экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сл. 1.
Как все мы знаем, детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. А искать ответы на детские вопросы можно с помощью увлекательных экспериментов.
Наблюдая, как устроены центры экспериментирования в группах, можно заметить, что дети к ним не подходят, а если и берут какие-либо предметы, то их действия остаются манипулятивными.
Так как же сделать центр интересным детям.
Сл. 2.
Предлагаю каждому ответить на вопросы. ДА, НЕТ.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Если ты ответил на все эти вопросы, «ДА», то здесь 2 варианта:
1- Ты все знаешь из личного опыт и можешь не присутствовать на этой консультации.
2- Либо ты был не честен с собой, и все-таки пытался выдавать желаемое за действительное.
Если ты ответил «нет» хотя бы на некоторые из вопросов, тогда эта информация для тебя! Вперед!
Сл. 3.
Автодидактичная срЕда – это срЕда, в которой ребё нок:
Самообучается
Самообразовывается
Саморазвивается
Сл. 4.
Преимущество автодидактического материала в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого
Как создать автодидактичную срЕду? Сегодня я вам расскажу на примере центра экспериментирования.
НАЧИНАЕМ СОЗДАВАТЬ ТАКУЮ СРЕДУ - ПОШАГОВО
Сл. 5.
Шаг 1.
Изучим программу (ООП ДО своего сада. Найдем там список возможных достижений ребенка в нужном возрастном периоде, иначе говоря, задачи
образовательной области «Познавательное развитие» для возраста воспитанников.
Сл. 6.
Подготовим удобное место для центра:
подберем низкие открытые стеллажи, материалы расположим в один слой, обеспечим визуализацию говорящей среды, подпишем или промаркируем контейнеры.
Обязательно подготовим
стол,
место для размещения бланка с результатами, корзину для мусора и инвентарь для уборки.
Сл. 7.
Шаг 2.
Найдем 5-6 подходящих опытов и экспериментов, позволяющих достичь поставленных задач и не представляющих технических сложностей при проведении для детей.
Сл. 8 .
Шаг 3.
Составь по этим опытам карточки подсказки, позволяющие детям не только понять последовательность действий при проведении опыта или эксперимента, но и самостоятельно отобрать нужное оборудование.
Очень важно, чтобы все пошаговые алгоритмы были логичными и очень подробными. Если пропустить какое-либо действие, которое нам кажется очевидным, а ДЛЯ ребенка таковым не будет, опять же есть большой риск, что результат не будет оптимальным.
Сл. 9.
Шаг 4.
Разработаем карточки-фиксации опыта (эксперимента). Фиксируя на бумаге, ребенок может поделиться результатами в общем кругу, с друзьями, как бы публикуя свои достижения.
Отсутствие такого видимого результата, в том числе, может останавливать ребят работать в центре самостоятельно. Хотя они обожают эту деятельность, когда работают со взрослым и остальными детьми. Почему так?
Когда ребенок работает в центре сам, то ему не с кем поделиться эмоциями в моменте, и часто не остается никаких следов, чтобы делится эмоциями после завершения работы.
А если работает ребенок со взрослым и остальными детьми. — это все есть.
Вывод один: нужно сделать так, чтобы ребенок мог оставить тот самый след, чтобы его «голос» зазвучал!
Карточка - фиксации должна обязательно содержать: место для даты проведения опыта (эксперимента, имени автора опыта (эксперимента, и результат исследования.
Сл. 10.
Можем привлечь детей старшего возраста к созданию автодидактического центра,
например, предоставим им возможность самостоятельно
подписать контейнеры, сделать карточки, собрать контейнеры для опытов и т. д.
Сл. 11.
Шаг 5.
Организуем выставку выполненных заданий. Ежедневно с детьми обсуждаем выполненные задания.
Сл. 12.
Шаг 6.
Сформируем кейс опыта (эксперимента). Для этого можно взять любую емкость (коробку, контейнер, корзину, ящик) и сложить туда, все, что нужно для эксперимента – карточки- подсказки, карточки - фиксации, и предметы “партнеры»
Предмет – партнер- предмет который не является основным, но без которого не возможно осуществить, действие в полном объеме (Фломастер- подписать карточку, щетку, ведро, чтобы навести порядок).
О предметах-партнерах часто забывают. И это значительно снижает качество деятельности. Не забудьте подписать кейсы. Старшие дети. Это могут сделать самостоятельно.
Сл. 13-15
Шаг 7.
Создадим, автодидактичные «игры на подносе»
Такие игры мобильны и не требуют инструкции-проводника.
Выполняя игровые задания, дети развивают мелкую моторику, глазомер, конструктивное и творческое мышление, экспериментируют и открывают для себя окружающий мир.
Сл. 16.
Шаг8.
Убедись, что в центре есть именные карточки.
(КАРТОЧКИ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, КАРТОЧКИ БЕЗОПАСНОСТИ при проведении опытов и эксперементов, Правилах работы в центре)
Шаг 9.
Сделай презентацию центра детям.
Презентация центра детям - обязательное условие введения нового элемента среды.
Важно показать детям, как пользоваться оборудованием, рассказать о технике
безопасности, о правилах работы в центре, показать поведенческий алгоритм
Сл. 17.
Шаг 10.
При необходимости будем подогревать интерес детей (ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ, ВНЕСЕНИЕ ЧЕГО ТО НОВОГО, НЕИЗВЕДАННОГО, НЕЗНАКОМОГО.
Сейчас я предлагаю вам, используя элемент «Живой среды» - «Загадка дня» провести опыты и заполнить карту – фиксации опыта.
1. «Загадка дня»- как окрасить воду в коричневый цвет?
2. «Загадка дня» - что, плавает, а что тонет?