Марина Коневская
«Консультации для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания например. Задачи при формировании грамматически правильной речи:
*исправление грамматических ошибок,
*совершенствование синтаксической стороны речи детей,
*ознакомление их с некоторыми общеупотребляемыми словосочетаниями
* обучение распространению предложений и составлению сложных предложений,
* предупреждение грамматических ошибок это тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий (начиная с младшей группы).
Публикация «„Консультации для родителей“» размещена в разделах
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваимаемые слова ребенок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме. Поэтому нужно проводить специальное обучение трудным грамматически правильным формам. Эта работа может быть выделена в самостоятельный раздел и иметь свое содержание, проводиться целенаправленно и систематически. При этом внимание детей необходимо сосредоточить на усвоение конкретных грамматических форм.
Чтобы отобрать для этой работы слова и морфологические категории в соответствии с возрастом детей, прежде всего, нужно руководствоваться программой. Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе.
Пути формирования грамматически правильной речи:
*создание благоприятной речевой среды,
*практика речевого общения,
*исправление грамматических ошибок.
Методы формирования грамматически правильной речи:
*дидактические игры,
*игры- драматизации,
*словесные упражнения,
*рассматривание картинок, картин,
*пересказ коротких рассказов и сказок.
Приемы формирования грамматически правильной речи:
*образец,
*объяснение,
*сравнение 2 форм,
*повторение,
*подсказывание нужной формы,
*вопросы подсказывающего и оценочного характера.
Формирование грамматического строя речи детей – постоянный, непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно повторить правильную форму.
Консультация для родителей детей, не посещаюших детский сад.
Мы все знаем, что ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладевая речью, ребёнок проходит ступени сложного, многостороннего психического процесса. Ребёнок овладевает речью, усваивает определённые правила и законы грамматики. Можно говорить о том, что е детей появляется чувство языка. К. И. Чуковский говорил: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём ни бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
Касаемо звукопроизношения хочу отметить следующее, что усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет, причём не у всех ребят одновременно. У одних ребят рано происходит овладение правильным произношением (к 3-4 годам, у других этот процесс происходит позже (в 5-6 лет). То есть, звукопроизношение формируется по-разному, индивидуально. В некоторых случаях недостатки развития речи можно связать с созреванием и развитием речевых зон головного мозга.
Если ваш ребёнок в 3-4 года молчит или общается с помощью жестов, если говорит на своём языке (в котором слова искажены, сокращены до 1,2 слогов; нет фраз; непонятные словосочетания) – задумайтесь! Я посоветую независимо от наличия или отсутствия проблем с речью играть с ребёнком, развивать артикуляционный аппарат. Ребятам очень нравится рассказывать сказки с помощью артикуляционных упражнений. Например: начиная общение можно спросить: Есть ли язычок у ребёнка? Где живёт язычок?
Ну а затем, вместе с ребёнком придумать сказку о мальчике – язычке, который просыпается, открывает окошко (открываем рот, выглядывает в окошко (высовываем язычок). Часы показывают время, стрелки двигаются (язык двигается влево и вправо как стрелки). Долго я спал, подумал язычок, пора гулять. Вышел на улицу, а там заборчик (строим заборчик, зубки стоят ровно друг на друге). Решил наш мальчик – язычок пойти на улицу. Вышел, мимо лошадка скачет (щёлкаем язычком, присасывая его к нёбу). Наш язычок решил угостить лошадку яблочками. Сорвал с яблони и дал лошадке (язычком колея поочерёдно щеки, язык двигается от 1 щеки к другой). Лошадка не остановилась, не попробовала яблоки, которые приготовил язычок. Наш мальчик - язычок обиделся, надул губки (их тянем вперёд, произнося шёпотом звук «у»). Устал язычок гулять, улыбнулся (говорим звук «и», растягивая губки) и пошёл домой, отдыхать.
Таким образом, можно «посетить» зоопарк, изображая животных, птиц, змей и так далее. А если вы при составлении сказки для язычка ещё подключите движения руками, то есть пальчиковую гимнастику, вы поможете своему малышу ещё и в развитии мышц мелкой моторики.
Ещё издревле наш народ использовал короткие стихотворения, сопровождаемые движениями рук («Сорока – Ворона…», «Идёт коза рогатая…»)
Когда вы с ребёнком играете создаётся хорошая эмоциональная обстановка. Ребёнок стремится подражать вам.
Малыш развивает память, фантазию и воображение. Может рассказывать сказки с помощью движений рук (по аналогии со сказками язычка).
Выполнение упражнений пальцами рук ведёт к возбуждению речевых центров головного мозга, усиливает согласованность в деятельности речевых зон.
Уважаемые родители, любые упражнения принесут пользу тогда, когда они будут регулярными. Играть нужно не менее 5 минут и ежедневно.
Литература:
1. В. Цвынтарный "Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем", Спб. 1999.
2. Е. М. Косинова "Уроки логопеда", Москва 2011.