Наталья Григорьевна Обыденнова
Консультации для воспитателей «Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Самомассаж рук оказывает позитивное воздействие на функционирование внутренних органов. С помощью массажа можно улучшить кровоснабжение, уменьшить застой венозной крови в руках, а также активизировать работу сальных и потовых желез. Особенно после тяжелого рабочего дня либо в стрессовой ситуации, когда невозможно найти выход из положения. Поможет снять не только напряжение, но и расслабиться и ощутить теплоту и комфорт.
Публикация «Консультации для воспитателей „Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Массаж. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Уникальность самомассажа заключается в том, что делать его можно в любом месте, где бы вы ни находились — на работе, в офисе, в деловой поездке или же просто сидя дома на диване. Лучшее положение для массажа — сидя или лежа. Допускается проведение процедуры в любом положении, нужно только следить за тем, чтобы мышцы были максимально расслаблены, а движения не приносили дискомфорт и болевые ощущения.
Подходящий период для массажа — это утро или вечер. Утром рекомендуется выполнять процедуру не более трех минут, а в вечернее время — 10–15 минут.
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
*Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
*Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
*Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
*Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
*Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
КАРАНДАШИ
*Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
*Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК
*Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
*Массаж ладоней круговыми движениями мяча на ударные слоги стихотворения:
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
*Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу,
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).
ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)
Сжимание – на ударные слоги:
- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ
*Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
*Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз:
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ)
*Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
*Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
*Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
* Катать бусины между ладоней:
*Покатаю я в руках бусинки – горошки.
*Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
* Нанизывать бусины на леску:
*Я сижу, но не скучаю,
*Бусы маме собираю.
*Нанизала бусы я -
*Рада мамочка моя!
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
*Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
*Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
*(Пуговицы нашиты в ряд) : указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
*(Нашитые пуговицы изображают клавиатуру) : дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.
Игры с пальцами с использованием разнообразного материала.
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
*Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается) :
- Кусается сильно котёнок – глупыш,
он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
*Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.
КРУПА
*Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
*В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
* Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно) :
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
*Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной, потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать :
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
*Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
*Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берё тся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
*Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
*«Волшебный колодец» : насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ
(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками) :
«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ
(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).
*На каждый узел называть день недели (по порядку, месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
*Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана) :
Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
*Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.
ВЕРЁВОЧКИ
Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно :
Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ШНУРКИ
*Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
*Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки) :
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:
У меня живет проглот -
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота.