Кристина Петрова
Консультации для родителей «Все о графомоторных навыках»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям о графомоторных навыках
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графомоторных навыков, является зрительно-слухо-моторная координация. Н. Г. Агаркова разделяет понятие «графический» и «каллиграфический» навыки, так как понятие «графический» навык вбирает в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» навык характерезиует лишь внешнее качество письма. Е. В. Гурьянов (1954, М. М. Безруких (1991, С. П. Ефимова (1991, Е. В. Новикова(1998, Н. В. Новоторцева (2000, С. Е. Гаврина (2001) и др. исследуя процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, доказали, что они зависят от сформированности:
Публикация «Консультации для родителей „Все о графомоторных навыках“» размещена в разделах
зрительного и двигательного контроля (зрительно-моторной координации);
координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);
пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);
пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);
чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);
«ручной умелости» (развитой мелкой моторики);
необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций) (Р. Е. Левина 1961);
зрительного внимания. Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет, почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи. Естественно, что этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторного компонента речи детей. Многие исследователи считают кисть руки, как орган речи: как артикуляционный аппарат. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, даже если при этом общая моторика может быть в пределах нормы и даже выше. В 5-7 летнем возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.