Папки-передвижки

Памятки для родителей

Ирина Софьина
Памятки для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Для выработки правильного произношения Вашему ребёнку необходимы увлекательные игры-тренировки артикуляционного аппарата.

Поощряйте ребёнка за малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

«ЛОПАТОЧКА»

Рот открыт, широкий расслабленный язык ле жит на нижней губе.

У меня лопатка –

Широка да гладка.

«ЧАШЕЧКА»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай? Тогда не зевай!

Рот открывай, чашку доставай.

«СТРЕЛОЧКА»

Публикация «Памятки для родителей» размещена в разделах

Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперёд.

1, 2, 3, 4, 5 – стрелку будем выполнять.

«ТРУБОЧКА»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперёд тяни

Да края его загни.

До чего же хороша

Наша трубочка-труба!

«ГРИБОК»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

Очень вкусные они.

Язычок поставили,

Как грибок достали мы.

В лес пошли мы погулять

И грибков насобирать.

Упражнения выполняйте

перед зеркалом!

МИНУТКИ ЗДОРОВОЙ РЕЧИ

МАМЫ И ПАПЫ!

Если ваш ребёнок плохо говорит…

• Используйте эти игровые приёмы. В них отразится не только помощь, но и ваша душа.

• Соединяйте полезное с приятным и забавным!

Итак, ВМЕСТЕ С РЕБЁ НКОМ:

Произносите, часто меняя звуки П – Б (Папа – бабушка). Пусть он с удовольствием мимически изображает старенькую бабушку или напыщенного папу.

Произносите на широкой улыбке, часто меняя звуки Т – Д (тётя – дядя).

Произносите на гримасе Бабы Яги: глаза вытаращены, шея напряжена, пальцы рук растопырены, голос идёт из живота, язык лежит на нижней губе, меняя звуки К – Г (конфеты – Гуси). Будто бы Баба Яга кого-то пугает.

Выполняйте эти упражнения перед зеркалом не более 30 секунд.

Они способствуют формированию навыка правильного произношения, развитию интонационной выразительности речи, а также освежению голоса, снятию отёка с голосовых связок.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

(«СЛОВЕСНЫЕ САЛАТЫ»)

МАМЫ И ПАПЫ!

Проводите с ребёнком дома игры, которые знакомят его со словами. Слова можно отыскать повсюду: на кухне, в ванной, прихожей и т. д. И составлять из них «словесные салаты».

Играя, ребёнок учится не только правильно отыскивать нужное слово, но и знакомится с его образованием. Таким образом, развивается грамматический строй речи. Например, на кухне:

Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты.

Какой салат сделаем из капусты? (КАПУСТНЫЙ).

Из свеклы? (СВЕКОЛЬНЫЙ).

Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (КАБАЧКОВАЯ).

Из баклажанов? (БАКЛАЖАННАЯ).

Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (КАРТОФЕЛЬНОЕ).

Из других овощей сделаем салат. Какой салат? (ОВОЩНОЙ).

Будьте терпеливы и внимательны к своему ребёнку, помогайте ему проговаривать правильно каждое слово. Играйте всей семьёй!

Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО…

МАМЫ И ПАПЫ!

Введите в жизнь своей семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко».

Один раз в неделю, например, в выходной день, «дарите» ребёнку новое для него слово. Не просто называйте его, но и обязательно объясняйте значения.

Слова могут быть самые разные:

«весенние» : капель, подснежник, проталинка, ручейки…

«сладкие» : мармелад, джем, щербет, халва…

«тяжёлые» : гиря, штанга…

«лёгкие» : пух, снежинка, пёрышко, воздушный шар…

«вежливые» : извините, пожалуйста, доброй ночи, благодарю…

• И т. д.

Почаще вспоминайте эти новые слова. Пусть ребёнок повторяет их, называет, показывает на предметах, если это возможно. Можно выделить и любимые для ребёнка слова.

Так Вы пополните словарный запас ребёнка, поможете ему вслушиваться в звучание слов и правильно их произносить.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

СВОБОДНЫЙ РАЗГОВОР С ВАМИ,

РОДИТЕЛИ!

Затруднения в речи травмируют психику ребёнка. Поэтому постарайтесь создать дома щадящий речевой режим, который поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему ребёнка к формированию правильного речевого навыка.

ДЛЯ ЭТОГО:

* Следите за своей речью. Говорите между собой и с ребёнком спокойно и небыстро. Но чётко предъявляйте посильные требования к нему.

* Переключайте внимание ребёнка на другой вид деятельности, покажите что-то новое и интересное.

* Ограничьте контакты ребёнка с новыми для него людьми. Постарайтесь исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки в гости, посещение детских праздников и т. п.).

* Ограничьте просмотры телепередач, так как избыточная информация истощает нервную систему и усиливает заикание.

* Организуйте проведение дома игр-

молчанок.

ИГРЫ-МОЛЧАНКИ

с заикающимся ребёнком для вас,

РОДИТЕЛИ!

Для уменьшения напряжённости речи ребёнка заинтересуйте его необходимостью ПОМОЛЧАТЬ.

Вам поможет игра.

Расскажите о её содержании и объясните, что главное условие – МОЛЧАНИЕ. Молча можно выслушать речь взрослого, рисовать, вырезать, вышивать, выпиливать, делать аппликации, играть в разведчика, в охоту, в подводное плавание и т. п.

Игровые ситуации

«МОЛЧАНКА».

Поставьте песочные часы и объявите ребё нку: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Заговоришь раньше, с тебя – фант».

В течение определённого времени ребёнок молча занимается рисованием, лепкой и т. д. Проиграв, он отдаёт фант (значок, игрушку и т. п.). Спрячьте фант, а потом выдайте его как выигрыш в другой игре.

«В КИНО» или «В ТЕАТРЕ».

Предложите ребёнку «отправиться» в кино или в театр. Скажите, что в зрительном зале надо сидеть спокойно, чтобы не мешать другим. В это время ребёнок смотрит сам или показывает куклам открытки, альбом, книги, диафильм. Присвойте ребёнку звание «Лучший зритель!».

При заикании появляется сильное напряжение в органах речи. Ребёнок нервничает, и заикание усиливается. Хотите ли Вы помочь своему ребёнку? Тогда научите его преодолевать мышечное напряжение с помощью игровых упражнений.

Начните сначала с расслабления мышц рук.

«КУЛАЧКИ»

Посадите ребёнка на стул в позе покоя (руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены). При выполнении используйте художественное слово:

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением пальчики прижаты.

(Пусть ребёнок сожмёт пальцы в кулачок покрепче. Сильное напряжение).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики!

(Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестань сжимать пальцы, распрями их. Вот и расслабились руки. Легко, приятно стало).

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

«СЕКРЕТЫ ПОМОЩИ»

ДЛЯ МАМ И ПАП

Следующий секрет – это расслабление речевого аппарата. Когда ребёнок заикается, его артикуляционные мышцы напряжены. Научите его расслаблять мышцы губ, нижней челюсти.

Вам помогут игровые упражнения

«ХОБОТОК»

Подражаю я слону: губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны.

«ЛЯГУШКИ»

Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны…

«ОРЕШЕК»

Зубы крепче мы сожмём,

А потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

«СЕКРЕТЫ ПОМОЩИ» РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

МАМЫ И ПАПЫ!

Для спокойной речи мне необходимо спокойное речевое дыхание. У меня оно нарушено. Чтобы снять напряжение, научите меня расслаблять мышцы живота и шеи.

А «секрет помощи» - игра. Поиграйте со мной в эти замечательные игры дома! «ШАРИК»

Я положу руку на живот и представлю, что надуваю воздушный шар: «Надую живот спокойно, как будто у меня маленький шарик. Я делаю спокойный вдох животом, а рукой чувствую небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя» :

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко…ровно…глубоко… (3 раза).

А теперь расслабляем мышцы шеи под текст моего любимого стихотворения

«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

Любопытная Варвара

Смотрит влево… Смотрит вправо…

А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена! И рассла-а-бле-на…

(Повторить по 2 раза в каждую сторону).

вести себя с ребёнком, который

З А И К А Е Т С Я

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы хотите найти путь

к пониманию своего ребёнка?

Тогда обратите, пожалуйста, внимание на эти важные «НЕ» в общении с ним.

НЕ НАДО:

• всем своим видом подчёркивать своё беспокойство;

• впадать в панику;

• пугать ребёнка;

• ссориться, конфликтовать;

• акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребёнка жалеть его;

• заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова;

• поправлять;

• постоянно вовлекать его в беседы и разговоры;

• передразнивать;

• поощрять шумные компании;

• увеличивать интеллектуальную нагрузку.

Помните, что СРОКИ прекращения заикания

во многом зависят от Вас!

ОКНО, или Очень Короткие НОвости о РЕЧЕВОМ

РАЗВИТИИ дошкольников

Уважаемые родители!

В 4 года фразовая речь ребёнка включает предложения из 5-6 слов. В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребёнка к овладению письменной речью. К 6 годам формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

• ограничен бытовой словарь;

• не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия по обобщающему признаку;

• затрудняется заменить слово синонимом;

• не активен в речевом общении;

• неправильно произносит звуки;

• искажает слоговую структуру слова;

• не может связно рассказать о происходящем событии.

Если у вас появились основания для

беспокойства, обязательно

проконсультируйтесь со специалистом!

О РЕЧЕВОМ

РАЗВИТИИ малышей

Уважаемые родители!

К 3 годам потребность в общении со взрослыми и сверстниками у малыша возрастает. Увеличивается его словарный запас, появляется стремление к словотворчеству. Воспринимает простые небольшие по объёму сказки, рассказы. Способен понимать вопросы взрослого и отвечать на них.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

• стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам;

• при появлении речевого подражания вместо целого слова воспроизводит только его часть или искажает всё слово;

• не использует в речи глаголы;

• не строит предложений;

• стоит предложения, грамматически неверно оформленные;

• во время речи кончик языка высовывает между зубами;

• произносит звуки «с хлюпаньем»;

• не говорит о себе в первом лице.

При наличии подобных оснований следует обязательно обратиться к специалистам!

Публикации по теме:

Сам себе логопед (тренинг с родителями) Эти трудные звуки При работе над формированием правильного звукопроизношения очень важна совместная работа родителями. Ведь требуется многократные.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Памятки для родителей
Опубликовано: 17 марта 2014 в 17:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятки для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Софьина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД