Ирина Софьина
Памятки для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Для выработки правильного произношения Вашему ребёнку необходимы увлекательные игры-тренировки артикуляционного аппарата.
Поощряйте ребёнка за малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
«ЛОПАТОЧКА»
Рот открыт, широкий расслабленный язык ле жит на нижней губе.
У меня лопатка –
Широка да гладка.
«ЧАШЕЧКА»
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай? Тогда не зевай!
Рот открывай, чашку доставай.
«СТРЕЛОЧКА»
Публикация «Памятки для родителей» размещена в разделах
Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
Раскрывай пошире рот
И тяни язык вперёд.
1, 2, 3, 4, 5 – стрелку будем выполнять.
«ТРУБОЧКА»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Язычок вперёд тяни
Да края его загни.
До чего же хороша
Наша трубочка-труба!
«ГРИБОК»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.
А в лесу растут грибы,
Очень вкусные они.
Язычок поставили,
Как грибок достали мы.
В лес пошли мы погулять
И грибков насобирать.
Упражнения выполняйте
перед зеркалом!
МИНУТКИ ЗДОРОВОЙ РЕЧИ
МАМЫ И ПАПЫ!
Если ваш ребёнок плохо говорит…
• Используйте эти игровые приёмы. В них отразится не только помощь, но и ваша душа.
• Соединяйте полезное с приятным и забавным!
•
Итак, ВМЕСТЕ С РЕБЁ НКОМ:
Произносите, часто меняя звуки П – Б (Папа – бабушка). Пусть он с удовольствием мимически изображает старенькую бабушку или напыщенного папу.
Произносите на широкой улыбке, часто меняя звуки Т – Д (тётя – дядя).
Произносите на гримасе Бабы Яги: глаза вытаращены, шея напряжена, пальцы рук растопырены, голос идёт из живота, язык лежит на нижней губе, меняя звуки К – Г (конфеты – Гуси). Будто бы Баба Яга кого-то пугает.
Выполняйте эти упражнения перед зеркалом не более 30 секунд.
Они способствуют формированию навыка правильного произношения, развитию интонационной выразительности речи, а также освежению голоса, снятию отёка с голосовых связок.
ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА
(«СЛОВЕСНЫЕ САЛАТЫ»)
МАМЫ И ПАПЫ!
Проводите с ребёнком дома игры, которые знакомят его со словами. Слова можно отыскать повсюду: на кухне, в ванной, прихожей и т. д. И составлять из них «словесные салаты».
Играя, ребёнок учится не только правильно отыскивать нужное слово, но и знакомится с его образованием. Таким образом, развивается грамматический строй речи. Например, на кухне:
Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты.
Какой салат сделаем из капусты? (КАПУСТНЫЙ).
Из свеклы? (СВЕКОЛЬНЫЙ).
Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (КАБАЧКОВАЯ).
Из баклажанов? (БАКЛАЖАННАЯ).
Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (КАРТОФЕЛЬНОЕ).
Из других овощей сделаем салат. Какой салат? (ОВОЩНОЙ).
Будьте терпеливы и внимательны к своему ребёнку, помогайте ему проговаривать правильно каждое слово. Играйте всей семьёй!
Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО…
МАМЫ И ПАПЫ!
Введите в жизнь своей семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко».
Один раз в неделю, например, в выходной день, «дарите» ребёнку новое для него слово. Не просто называйте его, но и обязательно объясняйте значения.
Слова могут быть самые разные:
• «весенние» : капель, подснежник, проталинка, ручейки…
• «сладкие» : мармелад, джем, щербет, халва…
• «тяжёлые» : гиря, штанга…
• «лёгкие» : пух, снежинка, пёрышко, воздушный шар…
• «вежливые» : извините, пожалуйста, доброй ночи, благодарю…
• И т. д.
Почаще вспоминайте эти новые слова. Пусть ребёнок повторяет их, называет, показывает на предметах, если это возможно. Можно выделить и любимые для ребёнка слова.
Так Вы пополните словарный запас ребёнка, поможете ему вслушиваться в звучание слов и правильно их произносить.
ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…
СВОБОДНЫЙ РАЗГОВОР С ВАМИ,
РОДИТЕЛИ!
Затруднения в речи травмируют психику ребёнка. Поэтому постарайтесь создать дома щадящий речевой режим, который поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему ребёнка к формированию правильного речевого навыка.
ДЛЯ ЭТОГО:
* Следите за своей речью. Говорите между собой и с ребёнком спокойно и небыстро. Но чётко предъявляйте посильные требования к нему.
* Переключайте внимание ребёнка на другой вид деятельности, покажите что-то новое и интересное.
* Ограничьте контакты ребёнка с новыми для него людьми. Постарайтесь исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки в гости, посещение детских праздников и т. п.).
* Ограничьте просмотры телепередач, так как избыточная информация истощает нервную систему и усиливает заикание.
* Организуйте проведение дома игр-
молчанок.
ИГРЫ-МОЛЧАНКИ
с заикающимся ребёнком для вас,
РОДИТЕЛИ!
Для уменьшения напряжённости речи ребёнка заинтересуйте его необходимостью ПОМОЛЧАТЬ.
Вам поможет игра.
Расскажите о её содержании и объясните, что главное условие – МОЛЧАНИЕ. Молча можно выслушать речь взрослого, рисовать, вырезать, вышивать, выпиливать, делать аппликации, играть в разведчика, в охоту, в подводное плавание и т. п.
Игровые ситуации
• «МОЛЧАНКА».
Поставьте песочные часы и объявите ребё нку: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Заговоришь раньше, с тебя – фант».
В течение определённого времени ребёнок молча занимается рисованием, лепкой и т. д. Проиграв, он отдаёт фант (значок, игрушку и т. п.). Спрячьте фант, а потом выдайте его как выигрыш в другой игре.
• «В КИНО» или «В ТЕАТРЕ».
Предложите ребёнку «отправиться» в кино или в театр. Скажите, что в зрительном зале надо сидеть спокойно, чтобы не мешать другим. В это время ребёнок смотрит сам или показывает куклам открытки, альбом, книги, диафильм. Присвойте ребёнку звание «Лучший зритель!».
При заикании появляется сильное напряжение в органах речи. Ребёнок нервничает, и заикание усиливается. Хотите ли Вы помочь своему ребёнку? Тогда научите его преодолевать мышечное напряжение с помощью игровых упражнений.
Начните сначала с расслабления мышц рук.
«КУЛАЧКИ»
Посадите ребёнка на стул в позе покоя (руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены). При выполнении используйте художественное слово:
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением пальчики прижаты.
(Пусть ребёнок сожмёт пальцы в кулачок покрепче. Сильное напряжение).
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики!
(Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестань сжимать пальцы, распрями их. Вот и расслабились руки. Легко, приятно стало).
ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…
«СЕКРЕТЫ ПОМОЩИ»
ДЛЯ МАМ И ПАП
Следующий секрет – это расслабление речевого аппарата. Когда ребёнок заикается, его артикуляционные мышцы напряжены. Научите его расслаблять мышцы губ, нижней челюсти.
Вам помогут игровые упражнения
«ХОБОТОК»
Подражаю я слону: губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны.
«ЛЯГУШКИ»
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну и перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны…
«ОРЕШЕК»
Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…
«СЕКРЕТЫ ПОМОЩИ» РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА
МАМЫ И ПАПЫ!
Для спокойной речи мне необходимо спокойное речевое дыхание. У меня оно нарушено. Чтобы снять напряжение, научите меня расслаблять мышцы живота и шеи.
А «секрет помощи» - игра. Поиграйте со мной в эти замечательные игры дома! «ШАРИК»
Я положу руку на живот и представлю, что надуваю воздушный шар: «Надую живот спокойно, как будто у меня маленький шарик. Я делаю спокойный вдох животом, а рукой чувствую небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя» :
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко…ровно…глубоко… (3 раза).
А теперь расслабляем мышцы шеи под текст моего любимого стихотворения
«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»
Любопытная Варвара
Смотрит влево… Смотрит вправо…
А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена! И рассла-а-бле-на…
(Повторить по 2 раза в каждую сторону).
вести себя с ребёнком, который
З А И К А Е Т С Я
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы хотите найти путь
к пониманию своего ребёнка?
Тогда обратите, пожалуйста, внимание на эти важные «НЕ» в общении с ним.
НЕ НАДО:
• всем своим видом подчёркивать своё беспокойство;
• впадать в панику;
• пугать ребёнка;
• ссориться, конфликтовать;
• акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребёнка жалеть его;
• заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова;
• поправлять;
• постоянно вовлекать его в беседы и разговоры;
• передразнивать;
• поощрять шумные компании;
• увеличивать интеллектуальную нагрузку.
Помните, что СРОКИ прекращения заикания
во многом зависят от Вас!
ОКНО, или Очень Короткие НОвости о РЕЧЕВОМ
РАЗВИТИИ дошкольников
Уважаемые родители!
В 4 года фразовая речь ребёнка включает предложения из 5-6 слов. В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребёнка к овладению письменной речью. К 6 годам формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:
• ограничен бытовой словарь;
• не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия по обобщающему признаку;
• затрудняется заменить слово синонимом;
• не активен в речевом общении;
• неправильно произносит звуки;
• искажает слоговую структуру слова;
• не может связно рассказать о происходящем событии.
Если у вас появились основания для
беспокойства, обязательно
проконсультируйтесь со специалистом!
О РЕЧЕВОМ
РАЗВИТИИ малышей
Уважаемые родители!
К 3 годам потребность в общении со взрослыми и сверстниками у малыша возрастает. Увеличивается его словарный запас, появляется стремление к словотворчеству. Воспринимает простые небольшие по объёму сказки, рассказы. Способен понимать вопросы взрослого и отвечать на них.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:
• стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам;
• при появлении речевого подражания вместо целого слова воспроизводит только его часть или искажает всё слово;
• не использует в речи глаголы;
• не строит предложений;
• стоит предложения, грамматически неверно оформленные;
• во время речи кончик языка высовывает между зубами;
• произносит звуки «с хлюпаньем»;
• не говорит о себе в первом лице.
При наличии подобных оснований следует обязательно обратиться к специалистам!