Наталья Алейникова
Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно Образовательная Деятельность.
Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа, время проведения 20 минут.
Программное содержание
Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности- утро, день, вечер, ночь.
Публикация «Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу; в подвижной игре не мешать друг другу.
Материал
Демонстрационный материал : числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов, вырезанные из бумаги скворечники с разными формами окошек (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные).Слайд презентация о частях суток.
Раздаточный материал. Наборы: кругов, квадратов, прямоугольников; геометрические фигуры для подвижной игры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Методические указания
Игровая ситуация «Письмо из мультфильма Маша и медведь».
1 часть. Игровое упражнение «Сделаем столько же».
В групповую комнату к детям приходит почтальон и приносит письмо, в котором Маша предлагает детям выполнить следующие задания:
- сделать столько же приседаний (прыжков, хлопков и т. д, сколько кружков на числовой карточке;
- отсчитать столько кругов (квадратов, прямоугольников, сколько услышали хлопков.
После выполнения каждого задания воспитатель уточняет, сколько движений дети выполнили и почему.
2 часть. Подвижная игра «Найди свой домик».
Миша просит помочь ему развесить скворечники для прилетающих птиц.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает скворечники с окошками разной формы и предлагает разложить их на стульчики. Затем дети делятся на 4 команды ( у членов команды свои геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, соответствующие формам окошек скворечников).
По сигналу дети начинают двигаться под музыку из мультфильма, а когда музыка перестает играть, дети находят свой «домик» : те, у кого квадрат, идут к квадратному окошку и т. д. Затем дети обосновывают свой выбор скворечника. Игра повторяется 3-4 раза и каждый раз воспитатель меняет скворечники местами, а команды меняются геометрическими фигурами.
3 часть. В этой части воспитатель предлагает детям просмотреть презентацию о частях суток, задает при просмотре вопросы.
В конце НОД воспитатель подводит итог, задавая вопросы: В какую игру мы играли? Что для вас было сложнее всего? Что понравилось больше всего?
«Своеобразие обучения элементам математики дома»
Воспитатель : Данилова Н. А.
Многие родители интересуются : как можно подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Я хочу проконсультировать родителей о том, как необходимо формировать элементарные математические представления вне детского сада.
Уже в раннем детстве ребенок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. Сначала у ребёнка формируется представление о неопределённом количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве. Со временем ребёнок овладевает навыками счёта и понятием числа. Всё это происходит в практической деятельности, руководимой взрослым и имеющей своеобразный учебно – игровой характер.
Таким образом, создаются все предпосылки для того, чтобы, опираясь на чувственно - действенные восприятия, дети научились не только распознавать различные величины, но и правильно отражать свои восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребёнок познаёт в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с родителями и под их обучающим руководством. А именно для математического развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе давались в определённой системе и последовательности.
Родители также могут создать такие условия дома и при этом ре быть учителями, а равноправными участниками в игре, чтобы ребёнок практически мог подтверждать свои предположения, догадки, связанные с математическими представлениями. Именно тогда ребёнок лучше усваивает математические представления и ре боится ошибиться. Только совместными усилиями воспитателя и родителей можно успешно развивать математические представления у детей.
Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий и также работе с дидактическим материалом. Дети дошкольного возраста способны выполнять довольно сложные действия, но если ребёнок не справляется с заданием, он быстро потеряет интерес к делу и отвлечётся от работы. Учитывая это, необходимо дать детям образец каждого нового способа действия. Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий. Знания, полученные в детском саду, должны закрепиться дома, в разных видах деятельности.
Первоначальные математические представления, полученные детьми, в большой степени определяют дальнейшее математическое развитие детей в детском саду и являются залогом успешной подготовки ребёнка к школе.
Н. К. Крупская говорила: «…математика – это цепь понятий : выпадет одно звено – и непонятно будет дальнейшее». И как бы не были малы знания из области математики, которые приобретают дети до школы, они должны усложняться постепенно, с учётом того, что можно и необходимо дать именно на данном этапе развития детей.
Вот почему обучение в детском саду является основной, ведущей формой развития у детей математических представлений. А упорядоченные представления и правильно сформированные первые понятия так же, как вовремя развитые мыслительные способности служат в дальнейшем успешной работе в школе.
Спасибо за внимание!
«Формирование понятия числа в процессе обучения детей счёту»
Воспитатель : Данилова. Н. А.
Уважаемые коллеги, основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Натуральные числа- это числа, возникшие в процессе счёта отдельных предметов(1,2,3…и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведётся на протяжении 3-х лет (в средней, старшей и подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах школы.
Сначала детям необходимо совершить некоторые практические действия, а затем от практических действий с предметами дети постепенно переходят к их счёту, знакомятся с первыми десятью числами натурального ряда (их названиям и последовательностью, выясняют с помощью этих чисел, как образуется каждое число, учатся сравнивать их.
Научиться считать- значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счётной операции дети усваивают основные правила счё та: числительное называют по порядку; каждое названное числительное соотноситься с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счёта.
При обучении детей педагогу важно самому чётко выполнять счё тные действия: показывать на каждый предмет при назывании чисел и совершать круговой жест при назывании итогового числа («Всего четыре вазы»,- говорит и показывает воспитатель).
Обучение дошкольников счёту станет более успешным, если воспитатель будет использовать наглядные методы. Важно, чтобы ребёнок понял, как получится каждое новое число. Формирование понимания образования числа, отношений между числами осуществляется в процессе счёта на основе сравнения двух групп предметов, когда предметы каждой совокупности располагаются в ряд, друг под другом. Такое расположение помогает детям понять, почему каждая совокупность именуется другим числом. Педагог обращает внимание детей на равенство (неравенство) количества предметов и сравниваемых группах, указывает, что, прежде чем дать ответ на вопрос «Сколько?», надо посчитать. А при сравнении количества игрушек отмечают, каких игрушек больше, каких меньше, затем, сколько игрушек всего. Потом сравнивают числа, : каких игрушек больше и насколько; устанавливаются и обратные отношения, : каких игрушек меньше и на сколько. Счёт предметов, составляющих две совокупности, в одной из которых содержится больше элементов, чем в другой, служит основой для сравнения чисел, при сравнении чисел обращается внимание на взаимно обратные отношения. Постепенно на этой основе в сравнении чисел, дошкольники усваивают, что для получения следующего числа достаточно прибавить единицу к данному числу, а чтобы получить предыдущее, надо уменьшить (вычесть) число на единицу.
Первые знания дошкольники получают в упражнениях с дидактическим раздаточным материалом. Можно разложить в ряд 4 треугольника, отсчитать и разложить под треугольниками столько же кругов. А затем пересчитать: Сколько треугольников? Сколько кругов? Сказать, по сколько геометрических фигур в каждом ряду. Допустимы ответы: «по 4 треугольника и круга», «в ряду положено по 4 геометрические фигуры».
Закрепляя знание цифр и умение называть равенство разных групп предметов, можно давать такие задания: воспитатель показывает цифру, а дети должны отсчитать и положить столько же предметов. Воспитатель показывает другую цифру, дети отсчитывают и кладут соответствующее количество предметов. «По сколько игрушек вы положили?»- спрашивает он.
Дошкольников подводят к пониманию не только количественного, но и порядкового значения числа. Дети должны научиться понимать, что ошибки при счёте могут возникнуть, если будет пропущен один из пересчитываемых предметов или какой – нибудь окажется сосчитанным дважды. Обучая счёту, нужно приучать детей наблюдать окружающее, видеть различные количества предметов, явлений, уметь отвечать на вопросы: «Сколько детей сидит за столом? Сколько столов в ряду? Сколько мальчиков в группе? Который по счёту твой шкафчик?»
Постепенно у дошкольников развивается понимание того, что при ответе на вопрос «Сколько?» можно считать не только слева направо, но и справа налево, с середины. Если правильно считать (не пропускал предмет, запомнить, с какого начал считать и какие уже посчитал, то результат всегда один и тот же. А при ответе на вопрос «Который?» дети должны помнить, что предметы всегда располагаются в ряд. Обычно считают слева на право, а если справа налево, то всегда надо знать в каком направлении считать. Ещё целесообразно составлять рассказы и с помощью картинок давать детям возможность упражняться в количественном и порядковом счёте, ведь наглядность для них всегда интересна.
Уважаемые коллеги спасибо за внимание!