Светлана Сергеевна Колганова
Консультации для родителей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно общаться с дошкольником
Не секрет, что ребенок, лишенный полноценного общения со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически. Таких детей часто называют «проблемными». Для того, чтобы ребенок жил полноценной жизнью, в семье должна царить гармония во взаимоотношениях с детьми.
Психологи утверждают, что на развитие личности ребенка большое значение оказывает стиль общения со взрослыми. Правильное общение воспитывает ребенка, неправильное – приносит вред. Страдает психическое и эмоциональное благополучие ребенка, что в дальнейшем сказывается на его судьбе.
Публикация «Консультации для родителей дошкольников» размещена в разделах
Если вы видите, что ваши взаимоотношения с ребенком желают лучшего, начните исправлять ситуацию прямо сейчас. Начните с принципа безусловного принятия ребенка. Это значит, что вы любите своего ребенка не за что-то, а за то, что он есть! Очень часто мы говорим, что будем любить сына или дочку, если они будут послушными, помогать взрослым… Видите разницу? Это условное принятие ребенка. Любовь за что-то. Покажите, что вы рады ему всегда: когда вы вместе гуляете, смотрите картинки в книжках, когда вы вместе. Целуйте, обнимайте чаще свое дитя, говорите, что очень любите его. Это питает ребенка эмоционально, помогает правильно развиваться психически. Сказанное в порыве гнева слово может навсегда запасть в душу ребенка, ведь дети понимают все буквально. «Я не люблю тебя, ты плохо кушаешь!». И ребенок верит, что его не любят, не принимают его. Так постепенно теряется связь между детьми и родителями, став взрослее, дети не захотят делиться своими горестями и радостями, ведь его все равно не любят, не принимают таким, какой он есть.
Пока дети ходят в детский сад, все можно исправить и вернуть мир в семью. У вас, уважаемые родители, больше знаний, больше жизненного опыта, больше выдержки, поэтому начните с себя.
Обратите внимание, с какими высказываниями вы чаще обращаетесь к ребенку: положительными или отрицательными.
Обратите внимание, всегда ли придя за ребенком в детский сад, вы искренне радуетесь встрече с ним, обнимаете и целуете его.
Исправляйтесь!
Конечно, нельзя слепо любить ребенка. Часто он огорчает вас своим поведением. Свои негативные чувства надо выражать, но не ребенком в целом, а только его действиями. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства.
В общении с ребенком используйте дружелюбный тон общения, выдержку. Старайтесь быть на равных – значит вместе. Не вмешивайтесь сами в дело, которым занят ваш ребенок. Тем самым вы покажете, что доверяете ребенку и у него все обязательно получится. Если же он сам попросит вашей помощи, помогайте: то, что сегодня он сделал с вашей помощью, завтра он сделает сам. И вы вместе этому порадуетесь. А ребенок почувствует себя увереннее, успешнее, эмоционально благополучнее.
Скоро в школу! Развитие способностей ребенка к самостоятельности
«Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить» (пословица)
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. И вы хотите подготовить его: научить читать, запоминать стихи, считать и решать задачки, самостоятельно выполнять задания, без капризов просыпаться по утрам. Вы хотите! А ребенок не хочет! Как быть? Принуждение не поможет!
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Только в той деятельности, которая интересна ребенку, которой он занимается с интересом и по собственному желанию, развиваются способности ребенка. Поинтересуйтесь, что уж такого интересного и важного в его делах. Посмотрите на эти дела глазами самого ребенка. Камушки, стекляшки--- это часть его кипучей жизнедеятельности. И начинайте постепенно, ненавязчиво доносить до него то, что считаете нужным и полезным. Подберите литературу об интересующем ребенка предмете, читайте вместе, а потом и ребенок захочет прочитать сам 1-2 предложения, рассказать близким то, о чем узнал из книг, обсудить с вами содержание картинки. Постепенно круг увлечений вашего ребенка начнет расширяться. И вы сможете донести до него больше нужной информации, расширяющей его кругозор.
Помните, что ребенок с момента своего рождения стремится к знаниям. Это естественное стремление каждого человека.
Готов ли ребенок к школе? Этот вопрос волнует всех родителей. Но не все правильно понимают эту готовность. Она включает в себя физическую готовность (зрелость организма, его функциональных систем, интеллектуальная готовность (багаж знаний ребенка, умения и навыки, социальная готовность (настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, мотивационная готовность (желание учиться).
Уже сейчас, пока ребенок ходит в подготовительную группу, начинайте постепенно снимать с себя ответственность за личные дела ребенка. Тогда мы не услышим от школьников: «Почему ты не приготовила мне альбом для рисования?», «Почему ты не напомнила мне, что надо принести поделку к празднику?»… Пока ребенок дошкольник, речь идет о мелочной заботе, которая мешает ребенку взрослеть, чувствовать ответственность за свои дела и поступки. «На ошибках учатся» – гласит истина. Ваш ребенок тоже нуждается в отрицательном опыте. Это поможет ему осознать последствия его действий и поступков, стать самостоятельным.
Возьмите лист бумаги, разделите его по вертикали пополам. Одна колонка – «САМ», другая «ВМЕСТЕ». Запишите в них вместе с ребенком то, что он делает самостоятельно, а что с вашей помощью. Обсудите, что можно из колонки «Вместе» переместить в ближайшее время в колонку «Сам».
Конечно ребенок не захочет по одному вашему желанию делать все самостоятельно. Наберитесь терпения, помните о доброжелательном тоне общении. Чтобы приучить ребенка к так необходимой в школе самостоятельности, уйдет немало времени. Не теряйте надежду.
Если вы видите, что ребенку трудно, но он в состоянии сам справиться, помогите ему «словом» или просто посидите рядом. Это придаст ребенку уверенность.
Так вы воспитаете в своем ребенке способность к самостоятельности.
Умеем ли мы слушать своего ребенка?
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ребенку в беседе с ним то, о чем он рассказал вам. Чтобы ребенок видел вашу заинтересованность в разговоре с ним, соблюдайте ряд правил.
1. Повернитесь лицом к ребенку.
2. Ваши глаза должны находиться на уровне глаз ребенка. Присядьте или возьмите ребенка на руки, чтобы вести разговор «глаза в глаза».
3. Не общайтесь с ребенком, находясь в другой комнате или смотря телевизор. Это выдаст вашу незаинтересованность разговором с ним, к его проблемам.
4. Если ребенок очень расстроен, старайтесь больше его слушать и задавать меньше вопросов. А свои ответы строить в утвердительной (повествовательной) форме. В своем ответе повторите, что, как вы поняли, случилось с ребенком. Обязательно обозначьте его чувства.
5. После каждого вашего высказывания, помолчите, чтобы ребенок смог осознать его, разобраться в своих переживаниях. После ответа ребенка тоже помолчите, вдруг он что-то захочет добавить.
6. Не приказывайте и не угрожайте ребенку. Приказы покажут ребенку нежелание вникнуть в его проблему, а угрозы загонят его в еще больший тупик.
7. Не используйте нравоучения. Слова словами, но главное атмосфера в семье. Дети учатся на примере взрослых.
Ребенок, убедившись, что его слушают, начнет больше доверять вам и все больше и больше рассказывать о себе. Рассказывая вам о случившемся, ребенок еще раз переживает событие, осмысливает и часто сам находит решение проблемы. Как правило, мы часто даем детям советы, приводим примеры из своей жизни. Не спешите навязывать ребенку свои советы! Ребенок может не согласиться с ним и в следующий раз не захочет вам что-то рассказать.
Научившись слушать своего ребенка, вы постепенно заметите, что и ребенок начал вас активно слушать. Он постарается вместе с вами найти решение вашей проблемы. Обязательно выслушайте ребенка, обсудите его предложение, предложите свое решение и тоже обсудите его со всех сторон. Затем выберете совместно с ребенком наиболее приемлемый способ решения проблемы. Это поможет научиться ребенку совместно решать возникшие проблемы. Доверяя ребенку свои проблемы, он будет доверять вам свои.
Бывает так, что вы заняты домашними делами, а ребенку надо высказаться. В таком случае лучше не начинать разговор. Прерванный разговор может вызвать недоверие ребенка к вам и в следующий раз он не захочет вам что-то рассказать. Освободитесь, вот тогда и поговорите «глаза в глаза».