Яшутина Анжелика Сергеевна
Конструкт урока по окружающему миру в УМК «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт урока по предмету окружающий мир
Дата
УМК: “Школа России”
Учитель ФИО:
Методист ФИО: подпись___
Тема: Прогулка в зимний лес
Тип: закрепление полученных знаний
Форма: урок-экскурсия
Цель: провести наблюдения за зимними изменениями в природе и систематизировать знание детей о природных связях
Планируемые результаты:
Публикация «Конструкт урока по окружающему миру в УМК „Школа России“» размещена в разделах
Личностные УУД: обучающиеся осознают ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, проявляют желание соблюдать правила экологически грамотного поведения в природной среде, заинтересованы в результате совместной деятельности.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. познавательные УУД: анализ и синтез, умение структурировать знания; умение формулировать проблему занятия; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; логические: анализ, сравнение, синтез; общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения зада; умение выделять необходимую информацию; умение строить логическую цепь рассуждения; умение соотносить иллюстрации с текстом; умение анализировать поступки в игровой ситуации, умение осознанно и произвольно строить высказывания. коммуникативные ууд: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение работать в парах, умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности;
Предметные: обобщать наблюдения над зимними природными явлениями.
Задачи:
Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение, формировать желание соблюдать правила экологически грамотного поведения в природной среде, заинтересованы в результате совместной деятельности.
Развивающая: развивать регулятивные УУД (умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей); познавательные УУД (умение осуществлять анализ и синтез, умение структурировать знания; умение формулировать проблему занятия; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания); коммуникативные УУД (умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение работать в парах, умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности).
Образовательная: расширить представления обучающихся о зимних изменениях в природе.
Принципы воспитания и обучения:
1. Принципы обучения:
Принцип наглядности
Принцип систематизации и последовательности
Принцип деятельности
2. Принципы воспитания:
Принцип сознательности и активности
Методы воспитания и обучения:
1. Методы обучения
По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.
2. Методы воспитания
Методы стимулирования: поощрение.
Методы формирования сознания: беседа
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактические средства:
Учебник
Раздаточный материал
Лопатки
Лупа (для рассматривания снежинок)
Карточки – названия привалов.
Структура:
1. Организационный этап (5 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин.)
3. Упражнение в применении знаний в стандартной и частично-измененной ситуациях (10 мин.)
4. Самостоятельное применение знаний (15 мин.)
5. Контроль и самоконтроль (5 мин.)
6. Рефлексия (5 мин.)
Итог (45 мин.)
Ход урока
Этап, задача Методы и приемы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Дидактические средства Планируемые результаты
1. Организационный этап
Задача: собрать внимание обучающихся, формировать положительный эмоциональный настрой. 1. Методы обучения
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
2. Методы воспитания
Методы формирования сознания: беседа -Здравствуйте, меня зовут Анжелика Сергеевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами по поднятой руке. Отгадайте загадку:
Все кругом белым-бело
Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.
–Маша, ответь пожалуйста, о каком времени года идет речь? (зима)
Верно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима. Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем парке?
- Правильно. В парке шуметь нельзя, потому что можно нарушить покой и птицы могут разлететься. А еще нельзя сходить с тропы, можно провалиться в глубокий сугроб.
- Молодцы, дети! А сейчас – в путь! Обучающиеся настроены на урок.
- Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция;
Личностные УУД:
- смыслообразование
Коммуникативные УУД:
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
- умение слушать и слышать учителя и сверстников.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий
Задача: организовать актуализацию изученных способов действий 1. Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные, наглядные.
Методы получения новых знаний: беседа.
Первый привал “Неживая природа зимой” (в парке)
- Как вы думаете, когда наступает зима (зима наступает тогда, когда можно кататья на лыжах (коньках, горках).
- По каким признакам мы узнаем приход зимы? (холодно, выпадает снег)
-Подведем итог: и так, зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы – 22 декабря. В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Начинается она, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом.
-Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг : на земле, деревьях, кустарниках? (вокруг много снега)
-Что такое снег? Из чего состоит? (Снег это белые снежинки упавшие с неба. Снег состоит из снежинок)
-Раньше думали, что снег – это замершие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из ледяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики растут и становятся звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
-Наверное все, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой.
- Сейчас я попрошу вас разбиться на пары по 2 человека и каждому из вас я раздам прибор (лупу).
-Разделимся по журналу.
-Отлично! Теперь предлагаю посмотреть на снежинки через лупу.
-Что можно сказать о снежном покрове сегодня (снег мягкий, хорошо лепится)
-Да, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений? (Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов)
-Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений. Обучающиеся рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы Лупа (для рассматривания снежинок) Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. познавательные УУД: анализ и синтез, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; коммуникативные ууд: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
3. Упражнение в применении знаний в стандартной и частично-измененной ситуациях
Задача:
закрепить знания о живой и неживой природы 1. Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;
Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.
2. Методы воспитания
Методы стимулирования: поощрение.
Методы формирования сознания: беседа Второй привал “Секреты живого мира”
-А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой.
- Ребята, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные? (Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом)
-Ребята, а насекомые как проводят зиму? (некоторые насекомые впадают в спячку)
-Зимние комарики, снежные паучки, леднички “прогуливаются” по снегу, если температура воздуха не ниже – 10о. учитель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый.
-А теперь, посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите? (Следы)
-Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, покажу следы некоторых животных, Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки.
след белки
след лисы
-Итак, какой же мы можем сделать вывод?
(если будем знать следы животных, мы сможем знать кто прошел)
-Верно, зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне Обучающиеся наблюдают за живой и неживой природой Раздаточный материал (изображения следов зайца, рыси, косули) Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. познавательные УУД: анализ и синтез, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; коммуникативные ууд: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
4. Самостоятельное применение знаний
Задача: самостоятельно, при помощи учителя развесить кормушки 1. Методы обучения
По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.
Методы получения новых знаний: беседа.
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.
Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.
2. Методы воспитания
Методы формирования сознания: беседа Третий привал “Зимующие птицы”
-Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Голод страшен птицам зимой)
-Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.
-Каких зимующих птиц нашего края вы знаете? (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).
-Пестрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь.
– А какие птицы прилетают с севера? (Снегири)
-Любители полакомиться рябиной – снегири, а еще свиристели. (Показываю детям заранее приготовленные фото)
Свистель
-А, теперь я расскажу небольшой рассказ о свиристелях. Вашей задачей будет внимательно слушать и запоминать.
-Свиристели прилетают к нам с севера и остаются зимовать. Очень нарядная птица. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. Поют негромко, как будто посвистывают. В народе про них говорят “Ишь как свисти!”. Поэтому, и называются свиристели.
-И так ребята, что вы можете рассказать о свиристелях? (выбираю кого спросить сама)
-Сейчас я Вам расскажу немного о птицах, которые зимой в снегу делают себе убежище и прячутся туда. Вашей задачей будет вспомнить не встречали ли вы таких птичек.
- Рябчики, глухари роют в снегу небольшую пещерку. Тетерев ныряет в снег прямо с ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20–30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. Оттого, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Вот так зимуют птицы!
Тетерев
- Ну, что кто-нибудь готов ответить на вопрос «не встречали ли вы таких птичек» ?
-Ваня, попробуй ответить. (нет, я не встречал таких птиц)
-Благодарю за ответ! Идем дальше.
- Поговорим о птичьем почерке.
Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.
Следы вороны
Следы сороки
-Ребята птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам? (Развесим кормушки)
-Я вам предлагаю повесить кормушки, которые принесли сегодня с собой в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки).
-Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое “Птичье Спасибо!”. Обучающиеся отвечают на вопросы, ведут диалог и самостоятельно развешивают кормушки Кормушки
Фотографии птиц Личностные УУД: обучающиеся осознают ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, проявляют желание соблюдать правила экологически грамотного поведения в природной среде, заинтересованы в результате совместной деятельности.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. познавательные УУД: анализ и синтез, умение структурировать знания; умение формулировать проблему занятия; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; коммуникативные ууд: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение работать в парах, умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
5. Контроль и самоконтроль
Задача: закрепление и оценка приобретенных знаний о зимних природных явлениях и зимующих птицах
1. Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные, практические.
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.
Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.
2. Методы воспитания
Методы стимулирования: поощрение.
Методы формирования сознания: беседа Четвертый привал “Игровой”
-Ребята, вы большие молодцы.
-Предлагаю Вам немного поиграть и закрепить полученные знания.
- Игра называется «Зимний брейн-ринг».
- Для этого нам нужно разделится на 2 группы.
(Деление произвожу сама)
-Придумайте названия своим группам. (группа 1, группа 2)
- Перед тем как мы начнем играть, нужно ознакомится с правилами игры.
-Каждому участнику предлагается бросить снежок (“Снежки” изготовлены из ваты) и назвать:
Зимние природные явления.
Зимующие птицы.
Зимующих зверей.
-Победу одержит та команда, игрок которой будет последним.
-Всем понятна инструкция? Кто не понял поднимите руку и я еще раз повторю правила игры.
- Всем желаю удачи!
-Начинаем!
- Наша игра с вами подошла к концу, предлагаю подвести итоги.
- По итогам проведенной игры звания «Самая дружная команда», «Всезнайки» получают:
-Звание «Самая дружная команда» получает группа под номером 1!
-Давайте похлопаем! Поздравляю вы большие молодцы!
-Звание «Всезнайки» получает группа под номером 2!
-Аплодисменты! Поздравляю вы большие молодцы!
(выдаю грамоты) Делятся на команды. Играют в игру «Зимний брейн-ринг» Снежки, грамоты («Самая дружная команда», «Всезнайки») Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. познавательные УУД: анализ и синтез, умение структурировать знания; умение формулировать проблему занятия; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; коммуникативные ууд: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение работать в парах, умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
6. Рефлексия
Задача: оценить результаты деятельности каждого обучающегося Методы воспитания
Методы стимулирования: поощрение.
Методы формирования сознания: беседа Итог урока-экскурсии
-Сегодня мы побывали в гостях у зимы.
-Итак, подведем итоги.
- Что запомнили на уроке?
- Чему научились?
- Какое задание было самое интересное?
- Что вас удивило на уроке?
- Что понравилось?
Ответы детей
-Сейчас я вам предлагаю подойти к дереву назовем его «Дерево чувств». Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки красного цвета, если нет, зелёного.
-Листики вы можете взять у меня из коробки.
-Всем большое спасибо за проведенное время! Подводят итоги экскурсии Раздаточный материал (листочки красного, зеленого цвета) Метапредметные: обучающиеся демонстрируют Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные УУД:
- умение оценивать качества своей и общей учебной деятельности;
- волевая саморегуляция.