Наталья Карпова
Конструкт проведения образовательной деятельности «Зимний гость»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОО: МБДОУ «Детский сад № 2»
Группа: старшая.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная.
Тема: «Зимний гость»
Образовательная область : речевое развитие.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Цель: формирование умения различать на слух и правильно произносить звуки [с]-[с*] посредством словарных упражнений
Планируемый результат:
Дети активно взаимодействуют в процессе совместной игровой деятельности с педагогом и сверстниками, способны оценить правильность выполнения упражнений друг друга.
Публикация «Конструкт проведения образовательной деятельности „Зимний гость“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Различают звуки на слух, умеют выполнять артикуляционные упражнения, контролируют произношение смешиваемых звуков, владеют навыками звукового анализа в процессе реализации игровых ситуаций и словарных упражнений.
Способны сосредоточиться на выполняемых действиях посредством стимулирования игровыми ситуациями.
Умеют различать и правильно произносить звуки [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, оценивать действия сверстников при выполнении упражнений.
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, восприятие, артикуляционную моторику, навыки самоконтроля, звукового анализа.
Развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, в процессе реализации словарных упражнений и игровых ситуаций.
Развивать свойства произвольного внимания (объем, переключение, концентрацию) посредством стимулирования игровыми ситуациями
Обучающая задача: Учить различать и правильно произносить звуки [с], [с*] в слогах, словах, предложениях
Дмитрий: развивать умение говорить внятно, в среднем темпе
Кирилл: развивать умение использовать в речи полные, распестрённые, простые предложения
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного
эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, стимулирование занимательным содержанием
Принципы обучения:
принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип сознательности.
Принципы развития речи: принцип обеспечения активной звуковой практики, принцип развития языкового чутья, принцип взаимосвязи умственного и речевого развития.
Специальные принципы: терпимость к затруднениям ребенка, недопустимость возникновения у ребенка негативных переживаний, принцип развития и коррекции высших психических функций, единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.
Методы воспитания: беседа, поощрение,
Методы обучения:
Словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием
Наглядные: иллюстрация, демонстрация
Практические: игровая ситуации
Оборудование: аудиозапись метели, картинка - схема звукового анализа слова "сани", фишки красного, зеленого, синего цвета, картинка "Зимние забавы", корзина со снежинками, волшебный мешочек, игрушка снеговичок, конверт с письмом, игрушечные санки, красные, синие, зеленые колпачки, эмблемы команд "Зайки", "Белки", "Лисички; раздаточный материал: картинка - схема звукового анализа слова "сани", фишки красного, зеленого, синего цвета, картинки - раскраски.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 144с.
В ходе организации совместной деятельности предполагается интеграция различных видов деятельности : игровой, двигательной, коммуникативной.
Этапы деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача: собрать внимание детей и настроить их на предстоящую деятельность.
Беседа, демонстрация.
Дети заходят в группу и рассаживаются на стулья. Гаснет свет и звучат звуки метели.
- Ой, как страшно воет ветер! Я даже зажмурилась от страха! А вам страшно?
- Какие вы смелые и бесстрашные!
(С появлением света метель стихает. Появляется игрушка снеговичок.)
- Посмотрите, кого нам принесла метель!
- К нам прилетел Снеговик.
- Давайте с ним поздороваемся!
Снеговик: Здравствуйте!
- А что это у тебя, Снеговичок?
Снеговик: Это письмо. Только я читать не умею и не знаю, что там написано.
- Ребята, поможем Снеговичку?
Дети слушают педагога, отвечают на вопросы. дети собраны, дети готовы к предстоящей деятельности.
2. Основной этап.
2.1Артикуляционная гимнастика.
Задача: развивать артикуляционную моторику, навыки самоконтроля, формировать умение оценивать действия сверстников при выполнении упражнений; развивать умение правильно пользоваться интонацией.
Показ, беседа, упражнение, поощрение.
- "Дорогой Снеговик, поторопись! Новый год близко. Жду тебя в своей резиденции. Дед Мороз".
Снеговик: Спасибо! Как хорошо уметь читать. Вот бы и мне научиться!
- А мы как раз будем изучать звуки речи. Присоединяйся к нам!
- Сядьте прямо, с ровной спинкой, положите руки свободно на колени. Поиграем с язычком. А ты, Снеговичок, смотри на
ребят и делай, как они.
Распластай язык пошире,
Кончик - к нижним зубкам ближе.
По середине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
ссс, ссс, ссс - произнеси!
А теперь, пустим тоненькую - тоненькую струйку:
с*с*с*, с*с*с*, с*с*с*.
- Молодцы! Звуки произнесли правильно и четко. Порадовали
меня и Снеговика. Посмотрите, как он радуется! Вот улыбка до ушей, хоть завязочки пришей! Дети наблюдают за педагогом, выполняют упражнения по образцу, по инструкции, работают в парах, осуществляют взаимоконтроль.
Дети активны взаимодействуют между собой в парах, контролируют свои движения и управляют ими. Оценивают правильность выполнения упражнений друг у друга.
2.2 упражнения «Придумай звук!»
Задача: учить и упражнять детей правильно произносить звуки [с], [сь], развивать восприятие, мыслительные операции – анализ и сравнение.
Показ, объяснение, упражнение, игровая ситуация, художественное слово.
- Поиграл наш язычок, а теперь поиграют ушки! Разделимся на
три команды: "Зайки", "Белочки", "Лисички", и посмотрим, чья команда наловит больше звуков с, с*? А ловить вы звуки будете хлопком, вот так: (воспитатель делает один хлопок, игра проводится стоя.)
- Встали в кружок, приготовили руки и ушки. Посмотрим, чья команда самая внимательная!
(Играют "слабые" дети.)
- Это задание команде "Заек" : в, с, з, с*, м, с*, л, с, н, с*, ж, щ, с.
- Какие хорошие ушки! Как много звуков наловили! Молодцы!
(Играют "средние" дети.)
- Задание команде "Белочек" : со, на, су, ли, се, мы, ка, сэ, ру, ша,
би, си, сы, зе, са.
- Ай, да молодцы! Чуткие ушки и у команды "Белочек"!
(Дидактическая игра "Закончи слово!".)
- Задание команде "Лисичек" будет немножко отличаться.
Я начну произносить слово, а вы закончите его звуком с или с.
Ли., утконо., гу., ло., альбатро., ры.
- У наших детей, Снеговичок, замечательные ушки! Сколько звуков наловили! Дети отгадывают выполняют задание, повторяют за воспитателем, участвуют в игре.
Дети правильно произносят звуки [с], [сь], понимают разницу между произношением глухого и звонкого звука.
2 3 Дифференциация гласных, согласных (твердые, мягкие) звуков.
Задача: упражнять в правильном произношении и дифференциации смешиваемых звуков.
Объяснение, упражнение, пример.
- Ребята, назовите, какие звуки ловили?
-Эти звуки гласные или согласные? Почему вы так думаете?
- А какими бывают согласные звуки?
- Определите и назовите, какой из звуков с, с* мягкий, а какой твердый?
- Какие вы молодцы! А назовите гласные звуки.
- Чем они отличаются от согласных?
- Совершено верно! Гласные звуки образуются голосом, и когда мы их произносим - воздух проходит свободно. Согласные же звуки образуются и голосом, и шумом, а при выдохе воздух встречает препятствия в виде зубов и языка.
Наш Снеговичок удивляется: как много вы уже знаете и умеете! Дети принимают активное участие в игре
Дети правильно произносят и дифференцируют
смешиваемые звуки.
2.4 Составление предложений по картине "Зимние забавы".
Задача: развивать фонематический слух и навыки звукового анализа
Объяснение, игровая ситуация.
Составление предложений по картине "Зимние забавы".
Снег: Я ребята, Снеговик.
К снегу, холоду привык.
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа - тут морковка.
Уголечки вместо глаз,
Шляпой служит старый таз.
Дали в руки мне метелку -
Только в этом мало толку!
Мне, признаться надоело
Одному стоять без дела.
Снеговик я непростой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
(На доске вывешивается картина "Зимние забавы".)
- Ответьте на вопрос Снеговичка, одним предложением.
Воспитатель обращается к Снеговичку, вот, чем занимаются дети зимой.
Дети принимают активное участие в игре
Дети внимательны, сконцентрированы на игре, различают на слух звуки [с], [сь] в словах
2. 5 Физминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Объяснение, игровая ситуация.
6. Физкультминутка "На горе".
- Поиграй с нами, Снеговичок!
(Игра проводится 2 - 3 раза.
Мы сегодня на горе,
Ну, а горка во дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто подальше,
Кто поближе,
В горку мчимся мы бегом,
Ну, а с горки - кувырком! Дети играют с воспитателем, перемещаются по группе. Выполняю движения. Дети расслаблены, отдохнули,
готовы к дальнейшей деятельности.
2.6 2.5 упражнение «Слова».
Задача: совершенствовать умение детей различать на картинках звуки [с], [сь] в словах, развивать внимание.
Объяснение,
Демонстрация, художественное слово.
Дидактическая игра "Живые звуки".
Снеговичок: Хочу посмотреть, как дети соберут чудесное слово "сани"!
- Кому скажу на ушко звук из слова "сани", выходит, выбирает соответствующий звуку цветной колпачок, надевает его и занимает свое место в "слове". Как только все дети - "звуки" встанут, громко, четко, по порядку каждый называет свой звук.
(Игра проводится 2 - 3 раза.)
Снеговичок: Как быстро у вас получается! Какие вы молодцы! Теперь я тоже знаю, какие бывают звуки речи, и расскажу о них деду Морозу.
Дети играют с воспитателем, перемещаются по группе, находят предметные картинки, называют слова, складывают картинки в нужный конверт.
Дети внимательны, сконцентрированы на игре, различают на слух звуки [с], [сь] в словах
2.7. Подбор слов со звуками с, с* на тему "Зима".
Задача:
Развивать слуховое внимание и логическое мышление, учить преобразовывать слова
Показ
Упражнение Снеговичок: Дорогие ребята, мне у вас очень понравилось! Но, к сожалению, нам пора прощаться!
- Чтобы ты нас не забывал, Снеговичок, мы с ребятами подарим
тебе волшебный мешочек с "зимними" словами.
- Если вы хотите, подарить Снеговичку "зимнее" слово, в котором есть звуки "с", "с*", берите снежинку, громко проговаривая свое слово, кладите ее в мешочек.
- Посмотри, Снеговичок, мы собрали полный мешочек "зимних" слов!
Снеговичок: Спасибо за подарок! Я вам тоже приготовил маленький сюрприз
(Снеговичок раздает детям зимние картинки для разукрашивания.)
Снеговичок: Будете разукрашивать, меня вспоминать! До свидания, ребята!
Дети выучили, отвечают,
анализируют. Дети демонстрирует умение различать звуки с и с* в словах.
3. Рефлексия деятельности
Задача: оценка результатов деятельности; осознание методов построения и границ применения нового способа действий Беседа - Мы сегодня много играли со звуками "с", "с*". А что вы про них сможете рассказать друзьям или родителям?
- О какой сегодняшней игре вы расскажите дома?
- Вижу, что сегодня играть со словами и звуками вам понравилось. И за помощь Снеговичку - большое спасибо!
Дети отвечают,
анализируют Дети активно взаимодействуют с педагогом, обсуждая занятие и выдвигая свои предположения.
4. Открытость
Задача:
ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах Беседа
Слушают
Отвечают
Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы.