Получи документы

«Вода-растворитель». Конструкт познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Екатерина Догадина
«Вода-растворитель». Конструкт познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конструкт познавательно-исследовательской деятельности

Группа: старшая

Образовательная область: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие»

Тема: "Вода - растворитель"

Форма НОД:

Виды деятельности : познавательно-исследовательская

Формы организации: фронтальная, групповая

Планируемый результат:

Темочки:

Ребёнок использует приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств; выделяет существующие признаки предметов и явлений, сопоставляет различные факты, выдвигает гипотезы и строит предположения; знает правила безопасного поведения во время эксперимента; фиксирует этапы эксперимента, делает выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщает и анализирует их.

Ребенок проявляет способность объединяться со сверстниками для познавательной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений; регулирует свою активность: соблюдает очередность, учитывает права других.

Словарная работа: Растворитель, вещество

Оборудование фартуки, шапочки, стаканы пустые, с водой, растворители (стиральный порошок, жидкое мыло, подсолнечное масло, рассыпчатый чай, деревянные шпатели, схема «Алгоритм проведения эксперимента Вода - растворитель», схема о растворимости/нерастворимости веществ, карточки «Правила безопасного поведения в лаборатории», карточки для определения роли, листы для фиксации результатов эксперимента, схема «Свойства воды», песочные часы 3 минуты.

Воспитательные задачи:

• Продолжать воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

• Воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.

• Закреплять умение договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам, радоваться успехам, адекватно проявлять свои чувства в процессе подведения итогов деятельности.

Развивающие задачи:

• Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

• Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом;

• Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

• Развивать умение слушать воспитателя и сверстников;

Обучающие задачи:

• Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;

• Учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

• Закреплять правила безопасного поведения во время эксперимента;

• Учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их;

• Формировать умения работать в подгруппе детей.

Принципы воспитания: принцип свободы и самостоятельности, активности.

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип культуросообразности.

Средства воспитания и обучения: наглядные (алгоритм проведения эксперимента, карточки с определением подгруппы, инвентарь для эксперимента, цветные карандаши).

Предварительная работа: экспериментирование «Свойства воды».

1. Мотивация на совместную деятельность.

Задача: собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

Бутылка с водой.

Дети, как вы думаете, что в бутылке? Мы уже знаем, что вода – это жидкость. Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью экспериментов. Перечислите (с опорой на схему)

Дети:

1. У воды нет запаха.

2. Вода не имеет вкуса.

3. Вода не имеет цвета, она прозрачная.

4. Вода принимает любую форму, в которую её налить.

6. Вода – растворитель.

Подумайте и скажите, а где в жизни могут пригодиться эти знания о свойствах воды?

Порассуждайте, это хорошо или плохо для человека, что вода не имеет запаха и вкуса?

А хотите еще поэкспериментировать с водой?

Что для этого надо сделать?

Для этого нужно выбрать карточку и определить свою роль в проведении эксперимента.

После того как у каждого определена роль, мы разбиваемся на 4 подгруппы (педагог выбирает участников каждой группы самостоятельно, с учётом выбора карточки роли и индивидуальных особенностей ребёнка).

Всё готово? Дети, поднимите руку те, кто не понял свою роль? Всем всё понятно?

Роли распределены, мини группы есть, пора превратиться в учёных и пройти в нашу лабораторию Эколят.

Поскольку вы работаете в лаборатории, вспомните правила безопасности.

Наденьте специальную одежду и подойдите ко взрослым с просьбой о помощи завязать фартуки.

2. Целеполагание.

Задача: учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения

Дети, вы назвали одно их всех свойств - растворитель.

А что это значит, вода - растворитель?

Да, вода растворяет вещества, но не все!

Сегодня вы, как настоящие учёные, САМОСТОЯТЕЛЬНО будете проводить эксперимент «Вода-растворитель».

3. Выдвижение гипотез.

Задача: учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Как вы думаете, что вам понадобится, чтобы провести эксперимент?

Рассмотрите и назовите вещества, которые вы будете растворять в воде.

Если нужно понюхать вещество, соблюдайте правила безопасности.

Уважаемые учёные, работая подгруппах, обсудите вместе свои предположения по поводу каждого вещества, растворится оно или нет.

1 стол проговорите вслух предположение о растворимости или нерастворимости вещества СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК.

2 стол какое ваше предположение о растворимости или нерастворимости вещества ЖИДКОЕ МЫЛО.

3 стол выскажите вслух предположение о растворимости или нерастворимости вещества ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО.

4 стол, какое ваше предположение о растворимости или нерастворимости вещества РАССЫПЧАТЫЙ ЧАЙ.

4. Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий).

Задача: развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.

Учёные, с чего вы начнёте проводить эксперимент?

1. Название эксперимента

2. Высказать своё мнение, о том, что произойдёт

3. С опорой на схему проведения эксперимента САМОСТОЯТЕЛЬНО его провести

4. Определить какой результат получился

5. Зарисовать то, что получилось в дневник фиксации результатов. Но сегодня у каждой подгруппы есть листы, куда вы будете зарисовывать результат.

5. Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача: повышать интерес к совместной деятельности со сверстниками.

Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Уважаемые учёные, наступило время эксперимента.

Работая в подгруппах, дети самостоятельно выполняют эксперимент и зарисовывают результат.

Педагог наблюдает, если необходима помощь, предлагает её в подгруппе детей.

6. Фиксация преобразований объекта.

Задача: сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения.

Уважаемые учёные для того, чтобы закончить эксперимент у вас осталось 3 минуты, ставлю песочные часы.

Стоп! Время вышло. Берите листы с результатами выходите все в круг.

Все подгруппы, по очереди, проговаривает какой результат у них получился, остальные сравнивают со своим.

Стиральный порошок быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.

Жидкое мыло растворилось в воде, появилась пена.

Подсолнечное масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.

Рассыпчатый чай изменил цвет воды, но частицы чая не растворились.

7. Выводы.

Задача: учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

Сделайте вывод.

Вывод: вода – растворитель, но не все вещества растворяются в ней.

8. Рефлексия.

Задача: учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников. Проявлять бережное отношение к воде.

Как вы думаете, где людям в жизни могут пригодиться знания о растворимости или нерастворимости веществ?

(При приготовлении пищи. При умывании.

Например, как люди умываются, моют посуду, стирают одежду?

Да, все моющие средства полностью растворяются в воде, но образуют пену).

А вы бы хотели провести ещё опыты с водой?

9. Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.

Задача: смотивировать детей на дальнейшие исследования. Беседа Дети, а вы хотите узнать, как можно заварить чай, чтобы частиц чая не было?

На следующей неделе мы с вами проведём еще один очень познавательный и нужный эксперимент с водой, будем её очищать.

Публикации по теме:

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Фотоотчёт о занятии по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Вода-водичка»Фотоотчёт о занятии по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Вода-водичка» Фотоотчёт о занятии по познавательно - исследовательской деятельности в группе раннего возраста " Вода- водичка"Цель: - Формирование.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Вода-растворитель». Конструкт познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2025 в 10:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Вода-растворитель». Конструкт познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Догадина (УИ 1907098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД