Екатерина Догадина
«Вода-растворитель». Конструкт познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт познавательно-исследовательской деятельности
Группа: старшая
Образовательная область: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие»
Тема: "Вода - растворитель"
Форма НОД:
Виды деятельности : познавательно-исследовательская
Формы организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Ребёнок использует приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств; выделяет существующие признаки предметов и явлений, сопоставляет различные факты, выдвигает гипотезы и строит предположения; знает правила безопасного поведения во время эксперимента; фиксирует этапы эксперимента, делает выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщает и анализирует их.
Ребенок проявляет способность объединяться со сверстниками для познавательной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений; регулирует свою активность: соблюдает очередность, учитывает права других.
Словарная работа: Растворитель, вещество
Оборудование фартуки, шапочки, стаканы пустые, с водой, растворители (стиральный порошок, жидкое мыло, подсолнечное масло, рассыпчатый чай, деревянные шпатели, схема «Алгоритм проведения эксперимента Вода - растворитель», схема о растворимости/нерастворимости веществ, карточки «Правила безопасного поведения в лаборатории», карточки для определения роли, листы для фиксации результатов эксперимента, схема «Свойства воды», песочные часы 3 минуты.
Воспитательные задачи:
• Продолжать воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
• Воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.
• Закреплять умение договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам, радоваться успехам, адекватно проявлять свои чувства в процессе подведения итогов деятельности.
Развивающие задачи:
• Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
• Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом;
• Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;
• Развивать умение слушать воспитателя и сверстников;
Обучающие задачи:
• Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;
• Учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
• Закреплять правила безопасного поведения во время эксперимента;
• Учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их;
• Формировать умения работать в подгруппе детей.
Принципы воспитания: принцип свободы и самостоятельности, активности.
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип культуросообразности.
Средства воспитания и обучения: наглядные (алгоритм проведения эксперимента, карточки с определением подгруппы, инвентарь для эксперимента, цветные карандаши).
Предварительная работа: экспериментирование «Свойства воды».
1. Мотивация на совместную деятельность.
Задача: собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность
Бутылка с водой.
Дети, как вы думаете, что в бутылке? Мы уже знаем, что вода – это жидкость. Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью экспериментов. Перечислите (с опорой на схему)
Дети:
1. У воды нет запаха.
3. Вода не имеет цвета, она прозрачная.
4. Вода принимает любую форму, в которую её налить.
6. Вода – растворитель.
Подумайте и скажите, а где в жизни могут пригодиться эти знания о свойствах воды?
Порассуждайте, это хорошо или плохо для человека, что вода не имеет запаха и вкуса?
А хотите еще поэкспериментировать с водой?
Что для этого надо сделать?
Для этого нужно выбрать карточку и определить свою роль в проведении эксперимента.
После того как у каждого определена роль, мы разбиваемся на 4 подгруппы (педагог выбирает участников каждой группы самостоятельно, с учётом выбора карточки роли и индивидуальных особенностей ребёнка).
Всё готово? Дети, поднимите руку те, кто не понял свою роль? Всем всё понятно?
Роли распределены, мини группы есть, пора превратиться в учёных и пройти в нашу лабораторию Эколят.
Поскольку вы работаете в лаборатории, вспомните правила безопасности.
Наденьте специальную одежду и подойдите ко взрослым с просьбой о помощи завязать фартуки.
2. Целеполагание.
Задача: учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения
Дети, вы назвали одно их всех свойств - растворитель.
А что это значит, вода - растворитель?
Да, вода растворяет вещества, но не все!
Сегодня вы, как настоящие учёные, САМОСТОЯТЕЛЬНО будете проводить эксперимент «Вода-растворитель».
3. Выдвижение гипотез.
Задача: учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
Как вы думаете, что вам понадобится, чтобы провести эксперимент?
Рассмотрите и назовите вещества, которые вы будете растворять в воде.
Если нужно понюхать вещество, соблюдайте правила безопасности.
Уважаемые учёные, работая подгруппах, обсудите вместе свои предположения по поводу каждого вещества, растворится оно или нет.
1 стол проговорите вслух предположение о растворимости или нерастворимости вещества СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК.
2 стол какое ваше предположение о растворимости или нерастворимости вещества ЖИДКОЕ МЫЛО.
3 стол выскажите вслух предположение о растворимости или нерастворимости вещества ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО.
4 стол, какое ваше предположение о растворимости или нерастворимости вещества РАССЫПЧАТЫЙ ЧАЙ.
4. Планирование деятельности по проверке гипотезы
(обсуждение алгоритма действий).
Задача: развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
Учёные, с чего вы начнёте проводить эксперимент?
1. Название эксперимента
2. Высказать своё мнение, о том, что произойдёт
3. С опорой на схему проведения эксперимента САМОСТОЯТЕЛЬНО его провести
4. Определить какой результат получился
5. Зарисовать то, что получилось в дневник фиксации результатов. Но сегодня у каждой подгруппы есть листы, куда вы будете зарисовывать результат.
5. Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.
Задача: повышать интерес к совместной деятельности со сверстниками.
Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Уважаемые учёные, наступило время эксперимента.
Работая в подгруппах, дети самостоятельно выполняют эксперимент и зарисовывают результат.
Педагог наблюдает, если необходима помощь, предлагает её в подгруппе детей.
6. Фиксация преобразований объекта.
Задача: сравнить полученные результаты.
Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения.
Уважаемые учёные для того, чтобы закончить эксперимент у вас осталось 3 минуты, ставлю песочные часы.
Стоп! Время вышло. Берите листы с результатами выходите все в круг.
Все подгруппы, по очереди, проговаривает какой результат у них получился, остальные сравнивают со своим.
Стиральный порошок быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
Жидкое мыло растворилось в воде, появилась пена.
Подсолнечное масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.
Рассыпчатый чай изменил цвет воды, но частицы чая не растворились.
7. Выводы.
Задача: учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.
Сделайте вывод.
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества растворяются в ней.
8. Рефлексия.
Задача: учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников. Проявлять бережное отношение к воде.
Как вы думаете, где людям в жизни могут пригодиться знания о растворимости или нерастворимости веществ?
(При приготовлении пищи. При умывании.
Например, как люди умываются, моют посуду, стирают одежду?
Да, все моющие средства полностью растворяются в воде, но образуют пену).
А вы бы хотели провести ещё опыты с водой?
9. Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.
Задача: смотивировать детей на дальнейшие исследования. Беседа Дети, а вы хотите узнать, как можно заварить чай, чтобы частиц чая не было?
На следующей неделе мы с вами проведём еще один очень познавательный и нужный эксперимент с водой, будем её очищать.