Приложение МААМ

Конструирование как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста Консультация для педагогов

Виктория Мусина
Конструирование как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединить и соединить, конструировать из предметов, экспериментировать. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Публикация «Конструирование как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста Консультация для педагогов» размещена в разделах

Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуются навыки, умения, умственное и эстетическое развитие.

Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. п., что приносит им большое удовлетворение.

Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т. п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Как правило, постройки имеют чисто символическое значение и отличаются некоторой упрощенностью (в них передается в основном только внешнее сходство). Постройки, наряду с предметами-заместителями и другими игрушками, становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.

Создание постройки занимает значительную часть времени (30—35 мин.). Дети сооружают постройку достаточно сложной конструкции, воспроизводят основные ее части в соответствии с их практическим назначением. При этом они отбирают материал, ищут правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т. п. Такая деятельность имеет все черты, присущие конструированию.

В тоже время, необходимо сказать о динамике взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода :

• сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой;

• затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей;

• и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само порой приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Конструирование — целенаправленный процесс, в результате которого получается определенный реальный продукт. В этом отношении конструктивная деятельность сходна с другими видами продуктивной деятельности (рисованием, лепкой).

В то же время конструирование предъявляет специфические требования:

1. Ребенок в процессе этой деятельности начинает понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно присоединять любые детали в любом порядке. Надо выделить опорные детали, иначе конструкция развалится.

2. Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приемов обследования и построения конструкции.

Возводя постройку, ребенок начинает на опыте убеждаться, что одни детали устойчивы в любом положении, другие — лишь в определенном положении, что различные сочетания деталей дают различную прочность. Трудно, например, создать прочную постройку из одних пластин, но, сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик.

В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства. Так, например, куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили, а вот брусок будет устойчив лишь в том случае, если его положить на любую из боковых граней; поставленный торцом, он теряет свою устойчивость. Чтобы высокому неустойчивому предмету придать прочность, его нужно зажать между тяжелыми устойчивыми деталями.

Итак, конструирование всегда предполагает создание некой целостности!

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно- технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкции построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создаёт план, подбирает материал с учётом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения, практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность предмета. Конструктивная деятельность даёт возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяжённости предмета, пространственного расположения частей конструкции.

Продукт детской деятельности ещё не имеет общественного значения, ребёнок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества.

Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых, в основном, всегда имеет практическое значение (здание театра, магазина и т. п., то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования.

Конструирование является универсальной деятельностью, позволяющей ребенку понять «часть» и «целое» предмета, объекта. Универсальность конструирования позволяет нам выделить два вектора (направления) проектирования содержания:

• в познавательном развитии делается акцент на развитие у детей аналитико-синтетической деятельности (целое, состоящее из частей; части, объединенные в целое, которая выступает основополагающим моментом в конструировании и позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. На основе аналитико-синтетической деятельности ребёнок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создаёт основу для конструктивного творчества дошкольника.

• в художественно-эстетическом развитии акцент делается на развитие у детей понимания пользы и красоты постройки (т. е. что представляет собой эта постройка и ее место в пространстве!

Детей нужно учить строить, соблюдая основные законы архитектуры:

полезность - постройки могут быть разного назначения: для человека (жилые дома, дворцы, служебные здания, гаражи, мосты, парки и т. д., для животных (конура, сарай и т. д.);

• прочность - конструкция будет прочной, если ее строить, соблюдая следующие правила: все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая

друг к другу; основание конструкции (фундамент, 1-й этаж, опоры, нужно делать прочным, а каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде; все вертикально стоящие детали, надо укрепить с обеих сторон другими детали (кубиками, кирпичиками, призмами, образно говоря «завалинками»); пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большого размера, чем расстояние между деталями и придавить ее сверху какой-нибудь деталью; 2-й ряд деталей укладывается поперек; стык деталей нужно укрепить, придавив другой деталью; недостающие детали можно заменить другими формами из другого конструктора (поэтому так важно показать детям способы замещения деталей);

• красота – постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями. Хорошо если ребенок будет проговаривать процесс и результат строительства.

Важно научить детей процессу строительства: замысел (что задумали строить? О ком позаботимся); материал (из чего будем строить); средства деятельности (чем будем строить); последовательность возведения конструкции (что сначала положим, что потом); результат (доволен ли ты постройкой? Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой).

Поиграв с постройкой, ребенок должен разобрать конструкцию с верху, не уронив ни одной детали. Быстро и аккуратно сложить в коробку. Постройка нужна не сама по себе, а как средство для развития, сюжетной игры, в которой проявляется забота о ком– то.

Конструирование в детском саду позволяет удовлетворить потребности дошкольников. Это потребность в игре: во время конструирования дети с удовольствием используют игрушки, создают их сами и сооружают различные постройки. Также дети получают возможность развиваться умственно, приобретают эстетический вкус. Целенаправленное обучение конструированию позволяет детям научиться анализировать окружающие их предметы, получать представления о разных объектах, учиться мыслить самостоятельно, развивать творческие способности, художественный вкус. У детей формируются разные важные качества: это целеустремленность и аккуратность, настойчивость и терпеливость.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Фотоотчет о продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Пасхальные композиции»Фотоотчет о продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Пасхальные композиции» Фотоотчет продуктивная деятельности "Праздник Светлой Пасхи"[/i][/b] Добрый день, уважаемые коллеги. Праздник Светлой Пасхи уже не за горами.

Фотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста В детском саду игровой и продуктивной деятельности уделяется большая часть времени. Продуктивная деятельность учит детей самостоятельности,.

Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда»Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда» .

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста Консультация для педагогов
Опубликовано: 12 августа 2024 в 11:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Мусина (УИ 744403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД