Оксана Смирнова
Конструирование в жизни ребенка 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование
в жизни ребенка 4-5 лет
(средняя группа детского сада)
Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка любимых им занятий. Привлекает прежде всего тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. Создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бросового и природного материалов, поделок из бумаги и картона – все это пробуждает творческую активность ребенка.
Публикация «Конструирование в жизни ребенка 4–5 лет» размещена в разделах
Значение конструирования в формировании личности ребенка :
1. Развиваются технические способности детей.
2. Формируется наблюдательность, сосредоточенность, усидчивость, внимание.
3. Формируются эмоционально-волевые качества личности - дети учатся испытывать удовлетворение от полученного результата; стараются доделывать до конца постройку; появляется интерес строить вместе и обыгрывать построенное вместе.
4. Развиваются мышление, память, способность к самостоятельному творчеству.
Конструирование способствует :
• развитие мелкой моторики;
• знакомство с формой и текстурой предметов на практике;
• развитие фантазии и воображения;
• обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.);
• выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;
• стимуляция образного и логического мышления.
Виды конструирования
Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов.
К художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
Виды конструирования :
1. Из строительных материалов - самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т. д.) выстраиваются самые простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.
2. С применением специальных конструкторов. Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т. д.)
3. Из бумаги (глянцевой, плотной, картона и др.). Данный тип конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.
4. Из природных материалов (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.).
Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы.
Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.
Основные приемы обучения конструированию :
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.
4. Анализ и оценка процесса работы детей для выяснения, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.
Опыт конструирования, полученный детьми ранее, дает им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.
В этой возрастной группе добавляется изготовление поделок из бумаги, из природного материала.
Весь строительный материал, сохраняя определенный набор деталей, пополняется разными пластинами - короткими и длинными, широкими и узкими, брусками, кубиками, призмами, цилиндрами большими и маленькими.
В процессе конструирования дети учатся : замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой. Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.
Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.
Дети знакомятся с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.
Дети продолжают обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят что-либо по образцу, они учатся его анализировать, обследовать. Определяется также последовательность процесса выполнения постройки.
В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид деятельности - конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов.
Дети обучаются некоторым операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части к основной форме.
Изготовление игрушек из природного материала очень интересно детям, учатся скреплению частей: как соединить между собой желуди, как прочно установить скорлупу ореха на пластилиновой пластинке, как из киндер-сюрприза получается зверюшка.
Процесс конструирования учит ребенка усидчивости, внимательности, хочется доделать до конца и востаргается своим результатом!
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребёнка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность ещё более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.
Конструктивная деятельность, благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что положительно сказывается и на других видах изобразительного творчества. А именно, знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с архитектурой развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в его функциональном назначении, но и оформлении.