Елена Васильевна Алексеева
Конструирование как вид технического творчества в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Технические достижения все быстрее проникают в сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Дети
рождаются в эпоху информатизации, компьютеризации и роботостроения. Бытовые приборы, различные виды машин, игрушки на пульте управления – все это очень интересно современным детям. Ведь каждый ребенок по сути – конструктор и изобретатель. Стремление узнать новое, разобраться в строении того или иного объекта заложено генетически. Часто, ругая за сломанную игрушку, родители должны это понимать. Правильная организация деятельности по техническому творчеству позволяет это любопытство развить и включить детей в полезную практическую деятельность.
Темочки:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», дошкольное
образование является первым уровнем общего образования в Российской Федерации и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста. В условиях реализации ФГОС ДО наиболее актуальной задачей является достижение нормативно заданного уровня качества образования, в связи с чем, современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, режим инновационной деятельности. Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе.
Одной из наиболее важных средств развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество, как вид деятельности человека, приводящей к созданию технического объекта, который обладает признаками полезности. В процессе технического творчества ребенок вносит свои изменения, делает открытия, которые носят субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. К тому же, техническое творчество развивает интерес не только к технике, но и к явлениям природы, интерес к искусству и архитектуре, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей. Уровень самостоятельности детей меняется. Несмотря на раннее усвоение детьми электронных ресурсов, практические бытовые навыки, базовые технические навыки замедляются. Особенно занятия техническим творчеством актуальны для детей с замедленным речевым развитием, так как много времени уделяется развитию мелкой моторики рук. В процессе занятий дети знакомятся с элементарными математическими навыками, осваивают геометрические формы и объемы, учатся подбору цветовой гаммы, в результате развивается воображение, пространственное мышление. С первых же занятий дети учатся понимать, что
любой предмет можно изменить, преобразовать. Используя игровой прием «На что погож предмет», можно развивать у детей дизайнерские навыки с раннего возраста. Любой предмет, любая случайная находка может быть изменена, дополнена им. При этом дети с раннего возраста учатся проектной деятельности.
Основой для организации технического творчества является создание проблемной ситуации, конструкторской задачи. Эти задачи решаются как на дополнительных занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В процессе конструктивной деятельности педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, всестороннее развитие детей, организует работу так, чтобы дети были более уверенные в своих силах, стремились создавать красивое; ощущали себя значимыми, умелыми, способными. Дети располагают кирпичики, пластины, ставят их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота) – все это
побуждает детей к созданию новых вариантов конструкций, добавляя другие детали. Постепенно развивается желание сооружать постройки по собственному замыслу. Как правило, дети добавляют дорожки, клумбы и т. д. А это уже и ландшафтный дизайн. Такая деятельность, особенно с активным включением игровых моментов и используя современные методики, такие, как «мозговой штурм», удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность, развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Благодаря таким занятиям, ребенок получает еще и начальные знания графической грамоты, учится пользоваться чертежами, что способствует в свою очередь развитию пространственного, математического мышления. Также конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала, способствует активному формированию технического мышления, пространственного воображения и представления. Развивается конструкторская смекалка и умение применять знания в конкретной проблем-
ной ситуации. Можно сказать, что будущий изобретатель находится сейчас на занятии по техническому творчеству в дошкольной группе.
То, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, доказали отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др.). Они определяли детское творчество как создание ребенком субъективно нового значимого для ребенка продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком).
Ребенок дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на сведения об окружающем мире, на элементарные математические представления, на навыки конструктивно-модельной деятельности. Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей. При этом активность ребенка признается главной основой его развития – знания осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Конструирование – не только любимый вид деятельности ребенка, но и увлекательное, полезное занятие. Игры по конструированию формируют мыслительные процессы и восприятие, способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата. В конструировании развивается творческая сторона интеллекта. Из-за большого многообразия вариантов и комбинаций каждый ребенок приходит к творческому самовыражению. Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. Для развития технического мышления у дошкольников самое главное – создать у них установку на творческий поиск.