Наталья Матюшева
Конструирование из бумаги как одно из средств развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: "Рука - это инструмент всех инструментов", подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант : "Рука - это своего рода внешний мозг".
Публикация «Конструирование из бумаги как одно из средств развития мелкой моторики» размещена в разделах
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.
Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.
Для развития мелкой моторики можно использовать множество видов деятельности, но я хочу рассказать о конструировании из бумаги.
Цель: Развитие мелкой моторики рук при помощи конструирования из бумаги.
Задачи:
Формирующие: Овладевание приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами конструирования из бумаги. Формировать умения следовать устным инструкциям. Создавать композиции, выполненные в технике оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие : Развивать у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, пространственное воображение, творческие способности
Воспитывающие: Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.
В чем же развивающая функция процесса конструирования из бумаги?
Во-первых, прекрасно развивает мелкую моторику рук. Совершенствует и координирует движения пальцев и кистей рук (в процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук). Конструирование из бумаги влияет на общее интеллектуальное развитие, в том числе и на развитие речи. Обучая детей складыванию бумаги необходимо сначала научить детей делать четкие и ровные сгибы, чтобы у ребенка получалась красивая и ровная поделка, научить ребенка проглаживать сгиб с помощью колец округлых ножниц или гранью карандаша.
Во-вторых, работа с бумагой положительно влияет на развитие мышления. Взрослый, объясняя и показывая каждый этап работы, наглядно ориентируется на схему.
Этапы складывания я сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме. Например: «Жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Нижний Уголок в гости к Верхнему Уголку, здравствуй, Верхний Уголок!».
Самостоятельное складывание по схемам возможно только тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс. Именно в этом и заложена основная цель обучения – развивать мыслительную деятельность детей. Зачастую взрослый ограничивается показом поэтапного выполнения работ. Изготовлению схем, обучению складыванию по ним обычно отводится на второй план. Учить детей складывать поделку необходимо по схеме. Ведь только такая методика позволяет решить поставленную задачу – развивать мышление.
В-третьих, изготовление фигурки из бумаги развивает воображение. По ходу выполнения поделки ребенок представляет себе ее вид, как и чем украсит, как будет с ней играть, кому подарит. Поэтому взрослый предлагает детям самостоятельно украсить свою фигурку с помощью фломастера, карандаша и т. д. В конце работы обязательно надо обыграть игрушку.
В-четвертых, конструирование из бумаги развивает память. Как часто дети после работы снова и снова просят бумагу и десятки раз складывают понравившуюся игрушку. Возникает вопрос как в полной мере развивать память? Ответ один – помогут только схемы, по которым следует изготавливать игрушку. Все проработанные схемы надо складывать в одном месте, так, чтобы они были доступны ребенку. В свободное время он сам может самостоятельно ими воспользоваться.
В-пятых, складывая поделку из бумаги, ребенок тренирует внимание. Ведь, чтобы правильно выполнить работу, надо сконцентрироваться и внимательно слушать взрослого.
Конструирование из бумаги :
• помогает развивать художественный вкус и логику;
• эффективно способствует формированию пространственного воображения;
• развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
• активизирует мыслительные процессы;
• совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
• развивается глазомер;
• дисциплинирует;
• воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
• способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
• влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
Достоинства конструирования из бумаги :
• доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
• абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
• не требует больших материальных затрат;
• коллективное творчество.
В своей работе использовала следующие методы обучения:
Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;
Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.
Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
Конструирование из бумаги предусматривает следующие моменты:
• сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовывать содержательное общение детей;
• взаимосвязь работы с бумагой с другими видами деятельности - игровой (театрализованной, сюжетно-ролевой); а также с рисованием, математикой, речевым развитием, музыкой;
• использование перед каждым занятием пальчиковой гимнастики;
• реализацию определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания; отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью, признание его права на выбор, подтверждение достижений ребенка. Его уникальности, закрепление веры в успех.
• развитие сотрудничества с родителями.
В основе любой поделки лежит определенная заготовка – БАЗОВАЯ ФОРМА. Каждая форма имеет свое название. Поделки для детей 4,5 – 5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольник», для детей 5 – 6 лет формы: «треугольник», «двойной треугольник», «блин», «воздушный змей», в 6 – 7 лет доступны более сложные базовые формы: «ромб», «водяная бомбочка».
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.
При обучении конструированию из бумаги следует соблюдать общие правила:
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Показ изготовления лучше производить на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
4. При показе избегать лишних поворотов и переворотов изделия.
5. Обучение складыванию каждой поделки организовывать поэтапно: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.
6. Линии сгибов изделия тщательно проглаживать, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки
7. Углы и стороны в процессе складывания точно совмещать.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Работа с родителями
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Следовательно, необходимо разнообразие в методах: беседы, консультации, анкетирование. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Для работы с семьёй необходимо разнообразие, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях.
Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Дети побуждают самих родителей более тесно знакомиться с бумагой. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, стали более усидчивыми, аккуратными. Так родители Вари отметили, что раньше гиперактивная девочка теперь может некоторое время заниматься самостоятельно, что раньше для нее было несвойственно. Выполнив совместные работы, дети очень гордятся своими родителями, делятся впечатлениями о самом процессе. К концу года единицы семей оставались в стороне. И конечно невозможно недооценивать то, что совместная работа сближает взрослого и ребенка, дает возможность лишний раз пообщаться со своим ребенком.
Вывод: анализ проведенной работы показал, что систематическая планомерная работа по конструированию из бумаги способствует всестороннему интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников. Помогает развивать мелкую моторику у дошкольников. Оказывает положительное воздействие на развитие речевого аппарата, обогащению словаря. Развивает у детей способности работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует пространственное воображение и глазомер. Воспитывает эстетический вкус. Формирует культуру труда, учить аккуратности, умению доводить начатое дело до конца, что подтверждает итоговая диагностика.