Римма Салахова
Конспект занятия отряда ЮИД «Сказка про то, как фея «авария» дорожные знаки и светофор заколдовала» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепление представления детей о правилах дорожного движения и причинах дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
- продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах (автобусе) : вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, уступать в транспорте место старшим и инвалидам;
- расширять знания об опасностях, которые ждут детей на улице;
Публикация «Конспект занятия отряда ЮИД „Сказка про то, как фея „авария“ дорожные знаки и светофор заколдовала“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дорожные знаки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сказки для детей по правилам дорожного движения
- Светофор
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ЮИД, ЮПИД. Юные инспектора движения
- Темочки
-осмысливать в игровых ситуациях знания о правилах дорожного движения : улицы и дороги, одностороннее и двустороннее движение.
- формировать понятие “можно - нельзя” ко всем моментам, относящимся к безопасному хождению по улицам.
- развивать логическое мышление;
- активизировать умение сочетать речь с движением.
- выработать положительные навыки поведения;
- воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
Направления образовательной деятельности: социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие.
Методы и приё мы: словесные, наглядные.
Предварительная работа: Экскурсия по городу и знакомство со знаками на дорогах. Проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и некоторыми дорожными знаками. Беседа о поведении в общественном транспорте.
На занятиях - составление рассказов о дороге от детского сада до дома, до магазина, поликлиники с указанием встречающихся знаков, светофоров.
Наблюдения за работой водителя, пассажира, пешехода, милиционера, связанной с организацией движения на дороге.
Разучивание стихов, песен о правилах дорожного движения.
Материалы и оборудование: Дидактическая игра “Заколдованные дорожные знаки”, стандартный набор дорожных знаков, талоны похвальные и предупредительные для игры “Не ошибись!”.
Подготовка “автобуса” для путешествия, музыкальное сопровождение.
Место проведения: спортивный зал.
Дети выезжают на площадку на игрушечном транспорте (велосипеды, самокаты, машины) под музыку (из к/ф “Берегись автомобиля”, соблюдая правила дорожного движения. Затем ставят транспорт в условленное место и садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо, в котором говорится, что с дорожными знаками случилось несчастье. Вот послушайте, что в нем написано (читает письмо) :
“Дорогие дети! Мы, жители страны дорожных знаков, просим вас о помощи. В стране сказок на прошлой неделе поднялся очень сильный ураган, который принес к нам злую Фею из какой-то сказки. Она причинила нам много неприятностей, поснимала все обозначения с дорожных знаков, наделала много аварий и дорожно-транспортных происшествий. Пожалуйста, помогите нам снять злые чары Феи и расколдовать дорожные знаки, а мы всегда будем вам помогать на дорогах. Ждем вашей помощи. Жители страны дорожных знаков”.
Да, ребята, большое несчастье случилось в стране дорожных знаков. Надо нам как-то придумать, как же можно помочь жителям этой стран
В зал заходит Фея «авария».
Воспитатель:
Это что ещё за чудо
И взялось оно откуда?
Фея:
Я не чудо! Я ж - красавица!
Чем же вид мой вам не нравится?
Воспитатель:
Ну вот, а мы только что про тебя говорили. Какая же ты злая и жестокая! Столько несчастий натворила!
Фея: Слышала, слышала, что вы тут про меня говорили, поэтому и пришла. Что, жалуются? Ну и что из того, что нет пешеходных переходов? Пусть ходят себе, где им удобно. Ну и что, что светофор не горит? Красный, желтый, зеленый - какая разница? От них все равно толка нет.
Воспитатель: Эх ты! Тебе уже столько лет, а ты такие глупости говоришь. Если ты совсем ничего не знаешь про правила дорожного движения, то слушай внимательно, сейчас наши ребята тебе расскажут, для чего они нужны.
Воспитанник:
Правил дорожных на свете нимало
Все бы их выучить вам не мешало.
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья:
На мостовой - не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться.
Воспитатель: Слушай внимательно Фея, сейчас ребята расскажут о дорожных знаках, что они обозначают.
Игра “Назови знак” (дети выбирают знаки на своё усмотрение, рассказывают, что они обозначают).
Фея: Чепуха все это, глупости (забирает конверт, читает последние строчки). Помощь им нужна! Её не будет. Да вы все равно не сможете помочь, ведь все знаки и светофор я спрятала в одно очень надежное место, которое одной только мне известно. К тому же дорога туда дальняя, а ни одного указателя нет. Так что идите, ищите, если сможете. (Убегает)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь дорожным знакам?
Воспитанники: Да!
Воспитатель: Тогда давайте все-таки попробуем отправиться на помощь дорожным знакам, может, у нас что-то получится. Видите, там стоит автобус, он нас и повезет в страну дорожных знаков. Но чтобы отправиться в путешествие, нужно вспомнить правила поведения в автобусе, ведь там находится контролер, который пускает в автобус только тех, кто знаком с правилами поведения в автобусе.
(Дети рассаживаются на места, а контролер задает вопросы).
Контролё р: Как нужно правильно ожидать автобус?
Воспитанники: Спокойно стоять на остановке и не выходить на дорогу, ожидая автобус.
Контролё р: Какие существуют правила при посадке в автобус?
Воспитанники: Сначала нужно подождать, когда выйдут пассажиры из автобуса, чтобы там стало больше места. Потом, крепко держась за поручни, зайти в автобус, если есть свободные места, сесть.
(Беседа о том, что пожилым людям и женщинам с маленькими детьми нужно уступать место).
Контролё р: Как нужно правильно выходить из автобуса?
Воспитанники: Нужно заранее перед выходом пройти ближе к двери, не толкаться, держаться за поручни при выходе.
Контролё р: Какие можно получить травмы во время движения автобуса?
Воспитанники: Нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь, чтобы не прищемить пальцы. Держаться за поручни во время движения, чтобы не упасть.
Контролё р: Как нужно правильно обходить автобус при выходе?
Воспитанники: Нужно немного подождать, когда он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, который едет за автобусом.
Контролё р: Молодцы ребята, вы знаете правила поведения в автобусе. Мы можем отправляться в путь.
Автобус “трогается”, дети поют песню “Веселые путешественники” (первые два куплета).
Воспитатель: Ну, вот мы и приехали в страну дорожных знаков (на дороге - знаки без обозначений). Посмотрите, что натворила злая Фея! Ведь на знаках нет ни одного обозначения. Как же теперь нам быть?
(Входит печальный дорожный знак.)
Знак : Здравствуйте, я дорожный знак, который когда-то обозначал поворот, но меня заколдовала Фея, и теперь я ничего не обозначаю, и не могу помочь людям, и не могу указывать дорогу. Но это ещё не всё, она заколдовала и всех моих друзей, ни одного настоящего знака не оставила. Посмотрите, это обычные круги и треугольники, они не обозначают ничего, как это печально!
Воспитатель: Не печалься так, дорожный знак. Может быть, мы сможем тебе помочь?
Знак : Наверное, не сможете. Хотя подождите, Фея оставила какую-то записку. Она сказала, что если выполнить все задания, которые там написаны, то знаки опять превратятся в настоящие.
(Воспитатель берет записку, на ней написаны загадки) :
1.
Посмотри, силач, какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик (регулировщик)
2.
Если хочешь ехать к другу
Погостить немного,
Собирайся поскорей, в путь зовет. (дорога)
3.
Если быстро мчит машина,
Если не сбавляет ход,
Не рискуй своей ты жизнью,
А используй. (переход)
4.
Переходишь перекресток
И спешишь в свой двор.
На пути всегда увидишь умный. (светофор)
6.
Если правила забыл ты
И не вспомнишь их никак,
т о в пути тебе поможет
Добрый друг -. (дорожный знак).
Воспитатель: Ну, вот мы и отгадали все загадки. Посмотрите, да это самые настоящие дорожные знаки! (дети рассматривают дорожные знаки и называют их). Неужели это мы их расколдовали? А вот и поворот (прикрепляют знак поворота).
Ребята, а ведь в стране дорожных знаков живет один очень важный человек, который, как и знаки, тоже работает на дорогах. Он регулирует движение машин, если на перекрестке нет светофора, и следит за тем, чтобы не случилось аварии. Вы, наверное, догадались, кто это?
Воспитанники: Регулировщик.
Воспитатель: Правильно, это регулировщик. А вот и он сам. Здравствуйте!
Регулировщик: (в форме, с жезлом) : Здравствуйте, ребята! Говорят, тут Фея «авария» что-то натворила?
Ответы воспитанников.
Регулировщик: Придется нам её проучить и отправить обратно в сказку, из которой она прилетела. А где же мой помощник? (Выходит ребенок в костюме юного автоинспектора).
Юный автоинспектор:
Делаем ребятам предостереженье:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
Регулировщик: Ребята, а вы знаете, где еще работают полицейские?
Воспитанники: В водной полиции, в отделе охраны, ловят преступников.
Регулировщик: Правильно, молодцы. Как вы думаете, чем занимается регулировщик на дороге?
Воспитанники: Регулирует движение машин и пешеходов, следит за тем, чтобы не было аварий, чтобы не нарушали правила дорожного движения. Нарушителей наказывает штрафом.
Регулировщик: Какие вы молодцы, как много знаете про регулировщиков! Но вы, наверное, ещё не знаете, что обозначают движения жезла. Сейчас я вам объясню (объясняет смысл некоторых движений) :
1. жезл вверху, сам стоит боком к транспорту, взмахом опускает палку на грудь;
2. стоит боком к пешеходам или транспорту (= зеленый сигнал светофора)
3. стоит передом или задом к транспорту (= красный сигнал светофора)
4. поднимает жезл вверх (= желтый сигнал светофора)
Ребенок:
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Проводится игра “Регулировщик”.
Автоинспектор показывает движение, а юный автоинспектор его повторяет и комментирует словами. Проводится 3-4 раза с разными детьми (дети надевают костюм по очереди).
Регулировщик: А сейчас проверим, кто самый внимательный и кто лучше всех знает правила дорожного движения.
Проводится игра “Не ошибись!” (проводит регулировщик)
Он задает детям вопросы, за правильные ответы дает похвальные талоны, за неправильные - предупредительные. Итог игры - у кого нет предупредительных талонов и самое большое количество похвальных талонов, тот получает значок.
Вопросы:
1. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
2. Какие части дороги вы знаете? (проезжая часть и тротуар)
3. По какой части дороги двигаются машины? (по проезжей)
4. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
5. Что означает желтый сигнал светофора? (что сейчас будет смена сигнала)
6. Чем регулировщик управляет движением? (жезлом)
7. Где ожидают автобус? (на автобусной остановке)
8. Где устанавливается знак “дети”? (около детских садов и школ)
9. Что означает этот знак? (светофорное регулирование)
10. Что означает этот знак? (автобусная остановка)
11. Какой перекресток называется регулируемым? (где стоит светофор или регулировщик)
12. Что такое нерегулируемая дорога? (где нет ни светофора, ни регулировщика).
Воспитатель: Молодцы, на все вопросы ответили. Давайте теперь посчитаем, у кого, сколько похвальных талонов и нет предупредительных.
Подводит итог игры.
А теперь пора идти на поиски Феи. Пойду, посмотрю, нет ли её где-нибудь поблизости (уходит).
Под музыку въезжает кот на велосипеде, ударяется об светофор, падает.
Ведущий:
Вы куда?
Постойте, Кот!
Знает каждый пешеход,
Перейти дорогу можно
Только через переход.
Кот:
Вы ошиблись, я не кот!
Я сегодня Вездекот!
И гуляю, где угодно,
Даже задом наперед
Ведущий:
Не спешите, Вездекот!
Ради мамы, ради папы
Берегите вездехвост
И четыре везделапы.
Ребята, наверняка наш Вездекот не знает правила дорожного движения.
Кот: Как это не знаю? Конечно, я их все знаю!
Ведущий: Тогда, давай проверим.
Дети задают коту вопросы.
Воспитанники: Как правильно переходить дорогу?
Кот: Как, как - бежишь на четырех ногах вперед и всё, там, где тебе захочется.
Воспитанники: Неправильно, переходить дорогу нужно по пешеходному переходу.
Как перейти дорогу, выходя из автобуса?
Кот: Можно спокойно, можно вприпрыжку, а ещё лучше и быстрее между колесами.
Воспитатель: Нет, нет, ты что, кот, так вообще нельзя делать, тебя автобус задавит.
Воспитанники: Нужно подождать, когда автобус отъедет.
Воспитатель: А вот тебе ещё задание: найди среди этих знаков пешеходную дорожку.
Кот: Конечно, вот она (выбирает столовую, здесь только тарелки не хватает.
(Ребенок выбирает правильный знак).
Воспитанники: Можно ли играть на проезжей части улицы?
Кот: Естественно, можно. И в футбол, и в догонялки, там места много. Вот только в шахматы нельзя, а то фигуры машины могут сбить. А в мяч можно.
Воспитанники: На проезжей части улицы, ни в какие игры играть нельзя!
Ребенок:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она. Азбука, на мостовой
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Вбегает Фея обращается к коту.
Фея: Не слушай их! На дороге играть так интересно! Ты что, забыл, сколько мы с тобой аварий сделали? Было так интересно! Да к тому же это всего лишь дети, они и сами ничего не знают.
Кот: Да ты что, ты что! Они много знают, и мне с ними интересно. Вот лучше ты уходи отсюда.
Фея: (берет кота под ручку, шепчется с ним) : Не слушай их. Жить по правилам совсем неинтересно. Пойдем лучше ещё какую-нибудь аварию сделаем!
Уводит кота.
А вам вот ещё задание, если хотите освободить светофор.
Игра “Заколдованный знак”
Слышится грохот, скрип тормозов, шум.
Воспитатель: Ну вот. Пока мы играли в заколдованную игру, они что-то натворили.
Регулировщик выводит кота с забинтованной головой.
Воспитатель: Что с тобой случилось, кот? Неужели ты попал в аварию?
Кот:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал.
Не зная знаков светофора.
Чуть под машину не попал.
Ребята, вы мне помогите.
И если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить?
Воспитанник:
Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета:
Красный свет вам скажет “нет”
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый говорит:
Проходите, путь открыт!
Кот: Ребята, разрешите мне остаться с вами, я не буду больше дружить с Феей. Я понял, как плохо не знать правила дорожного движения. Вы уж научите меня, пожалуйста, а я вам открою секрет, как спасти светофор.
Вбегает Фея.
Фея: Не говори, не говори!
Кот: Нет, скажу! Чтобы освободить светофор, нужно сказать, что обозначают сигналы светофора.
Дети выполняют задание. Входит светофор.
Фея: Ну, всё, кончилось моё колдовство! Эти дети и правда всё знают, все правила выполняют. Я убегаю, улетаю, исчезаю.
Регулировщик: Вот и хорошо, а я прослежу за тем, чтобы ты больше не вредила никому. Смотри, в следующий раз оштрафую! Ну вот, расколдовали мы все знаки, и Фею проучили. Раз теперь все хорошо, я пойду на работу. До свидания, ребята!
Светофор : Спасибо, ребята, что вы выручили меня. Теперь мне никакое колдовство не страшно, ведь вы прогнали Фею навсегда.
Воспитатель: Подожди немного, не уходи, светофор. Послушай, что ещё дети знают про правила дорожного движения.
Воспитанники:
Красный, желтый и зеленый
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный –
Неспокоен светофор.
По сигналу светофора
Через улицу идём.
И кивают нам шофё ры:
Проходите, подождём!
На красный свет - дороги нет.
На желтый - подожди.
Когда горит зелёный свет
Счастливого пути!
Воспитатель: Ребята, какую же большую работу мы с вами проделали, но зато теперь аварий на дорогах не будет по вине Феи, а светофор всегда будет нам желать счастливого пути. Давайте сядем в автобус и вернемся обратно в детский сад.
Дети поют заключительную песню о правилах дорожного движения.