Светлана Елина
Конспекты занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста по Петербурговедению
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие ‘Такие разные мосты’.
Цели:
1. Уточнить представление детей о мостах, как архитектурных сооружениях (для чего нужен, назначение отдельных частей)
2. Уточнить и расширить первоначальные сведения и представления о Петербургских мостах (Дворцовый, Аничков, Банковский, Ломоносова, Египетский, показать их разнообразие, красоту, связь внешнего вида и с назначением.
Работа с детьми в игровой зоне.
Воспитатель обращает внимание детей на новый предмет, прикрытый тканью.
- Ребята, хотите узнать, что это такое? Тогда отгадайте загадку:
Публикация «Конспекты занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста по Петербурговедению» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Старшая группа
- Темочки
Чтоб преграду одолеть, чтобы вовремя поспеть,
Чтобы речку обмануть, через нее перешагнуть,
Мастер так решил вопрос: он через речку сделал… (мост)
(Убрать ткань с игрушки).
- Ребята, как вы думаете, как устроен мост? На чем он стоит?
-Мост стоит на ножках-опорах. (Показ).
-Чем соединены опоры? (Подвести детей к понятию ‘пролеты’, показать.
-А что это такое (показ решеток)
Послушайте небольшой стишок-объяснялку:
-Отвечаю на вопрос: как бывает сделан мост?
Есть опоры, чтоб стоять, есть пролеты, чтоб держать,
Есть решетки, чтобы в воду не свалились пешеходы.
(показ частей моста, дети повторяют названия частей моста.
Воспитатель:
-Представьте себе, что мы плывем на водном трамвайчике по главной реке нашего города. Как она называется? (ответы детей).
Итак, мы плывем по Неве и приближаемся к мосту. (показ фотографии Дворцового моста).Называется он Дворцовый, т. к. находится рядом с Зимним дворцом. Это мост не простой, у него есть секрет.
У Дворцового моста есть секрет такой:
Днем, как все мосты висит, ночью – разводной.
- А как вы думаете, ребята, зачем ночью разводят мосты? (ответы детей).
Правильно, ребята. Мосты разводят для того, чтобы большие корабли могли проплывать без задержек по рекам и доставлять вовремя пассажиров и грузы. Мы продолжаем наше путешествие.
Наш кораблик плывет по Фонтанке и подплывает к Аничкову мосту (показ картинки). Внимательно посмотрите на фотографию и скажите, чем интересен это мост? (ответы детей). Молодцы, дети! Этот мост украшен скульптурами ‘Укротители коней’. На Фонтанке есть еще два удивительных моста. Первый – мост Ломоносова. Его украшают четыре гранитных башни. Раньше мост был разводной, и в башнях находились подъемные механизмы. А второй мост – Египетский. Его украшают вот такие (показ) сказочные жители нашего города. Как они называются? (ответы детей).
-Правильно, это сфинксы. У них голова человека, а туловище – льва. У нас в городе есть еще мосты, охраняемые сказочными жителями. Сейчас мы с вами поплывем к этим мостам на нашем кораблике. Посмотрите на этот мост. Он называется Банковский, т. к. раньше недалеко от моста находился Ассигнационный банк. Какие сказочные жители охраняют покой канала Грибоедова? (грифоны).
-Молодцы. Чтение стихотворения ‘Удивительные сторожа’.
Физкультминутка.
Воспитатель:
-Мы совершили с вами небольшое путешествие, познакомились с некоторыми СПб мостами. Давайте вспомним их названия (показ открыток)
Знаю я и знаешь ты, бывают разные мосты:
Мосты красивые, цепные (Банковский)
Мосты с секретом, разводные (Дворцовый)
Мосты, украшены конями (Аничков)
Мосты, что сделаны из камня (Ломоносова)
Мосты что тайны все хранят и никому не говорят. (Египетский).
Дать детям возможность рассмотреть еще раз все мосты.
-А теперь предлагаю вам поиграть. Д/ игра ‘Парные картинки’.
Воспитатель:
- Наш город очень красивый, и мы, как настоящие петербуржцы, должны беречь и охранять красоту нашего города.
Ансамбль стрелки Васильевского острова.
По красоте Стрелку Васильевского острова сейчас и сравнить с чем-нибудь трудно. Но когда-то она была совсем другой. Накатывались волны на низкий берег, затапливая все вокруг. Было решено отвоевать у Невы кусок берега, сделать его красивым. И тогда на острове появилась артель (бригада, которой руководил Самсон Суханов. Работы ей предстояли земляные и каменные. Земляные – берег поднять, перед зданием Биржи целую площадь насыпать, потеснив реку. Каменные – одеть ту площадь в гранит. И началась борьба людей с Невой. Люди вбивали сваи для обивки берегов, но Неву этот ‘забор’ бревенчатый не больно то пугал. Нахлынет – смоет. И тогда поняли люди, что Неву только гранитом обуздать можно. И пролегла первая гранитная набережная от Зимнего дворца до Марсова поля. А теперь закачались плоты у Васильевского острова: прямо в реке артель Суханова ‘забор’ делала. Выстроились плоты пояском полукруглым. Вбили люди толстые сваи. Встали сваи плечом к плечу без зазоринки, и отступила Нева. Пять лет будил колокол утром артель – и очертила мыс Васильевского острова гранитная набережная. Оставалось не так уж много – Две Ростральные колонны поставить. Что такое Ростральные колонны? (ответы детей). Правильно, маяки. Когда – то они огнями своими сигналы в ночи судам подавали: ‘ Здесь причал’. Украсили колонны медными якорями и носами древних кораблей – Рострами. Отсюда и название. Внутри колонн сделали лесенки, чтобы можно было залезть наверх, зажечь сигнальные маячные огни. А Самсон Суханов высекал рядом огромные скульптурные фигуры. Кого же он изобразил? Фигуры эти ‘сказочные’. Построены они как памятники четырем русским рекам – Неве, Волхову, Днепру и Волге. (показ открыток и слайдов)
Физминутка.
Нева какая? (показ детьми. Широкая, глубокая, грозная, полноводная и т. д.)
Закрепление материала.
1. Д/ И ‘ Составь из частей’
- Цель: закрепление названия ‘Ростральные колонны’
-формирование представления об объекте
-формирование пространственного мышления
-развитие мелкой моторики.
2. Воспитатель:
Ростральные колонны видны издалека
Реку Неву венчают два этих маяка.
Сейчас я вам дам небольшое задание. Но выполнить его смогут только очень внимательные дети. У вас в руках открытки. Они разрезаны пополам. Вам нужно найти свою половинку и вспомнить, как называется этот архитектурный ансамбль. (Игра ‘Парные картинки’).
-Молодцы, ребята. Это действительно ансамбль Стрелки Васильевского Острова. Этот ансамбль является символом нашего города. А символами СПб называют здания и скульптуры, по которым узнают наш город. Мы с вами обязательно еще раз вернемся к разговору о Стрелке Васильевского Острова – одному из красивейших мест нашего города.