Надежда Герасимовна
Конспекты по экономическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная группа
воспитатель высшей квалификационной категории
Барсукова Н. Г.
Разработка.
Среда 6 мая
Тема «Умники и Умницы».
Цель:
Закрепление полученных знаний, в непринуждённой игровой обстановке, у детей старшего дошкольного возраста по финансово - экономическим представлениям.
Задачи:
1. воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.
2. расширить представление детей о труде взрослых.
3. уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.
Публикация «Конспекты по экономическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.
Оборудование: музыкальный центр (веселая игровая музыка, физкультминутка); куклы; логическая цепочка производства хлеба и молока (распечатанные картинки); два круга из ватмана, поделенные на сектора (для распределения семейного бюджета); деньги на магнитах: (звездочки номиналом: синяя – 1, красная – 2, желтая – 3; общая сумма денег не более 20); две магнитных доски; поощрительный приз – шоколадные монеты.
Ход занятия:
В: Ребята сегодня к нам пришли гости (поздороваемся с ними). Им очень интересно чему нас (сказочные герои, куклы) за учебный год научил? Сегодня будет необычное занятие. Занятие в форме игры. Вы ведь любите играть? правда? (ответ детей)
Игра наша будет называться: «Умники и умницы». Умники - команда мальчиков; умницы – девочек (разделились и присели на места)
Игра состоит из 4 раундов (заданий). За каждый правильный ответ команда зарабатывает «монетки» (пояснить номинал). Команда, набравшая большинство «монеток» считается выигравшей.
«Потребности» - 1-ый этап
В: что же такое «потребности человека»? (ответы ребят).
…то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас мы с вами разберемся в этом. Первое задание для команды «умницы», а потом для «умников». Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.
На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье).
Молодцы. Продолжаем дальше.
Ведущий: беседа: самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Как вы думаете, что можно отнести к потребности семьи? (ответы)
Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, а есть ли такие потребности, в которых члены семьи (человек) нуждаются, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? (ответы)
Давайте посмотрим на экран, и проверим правильны ли были ваши ответы?
(перечисление на слайдах: семейный отдых, совместный просмотр телевизора, дружба, общение, любовь)
Все вы били правы, и поэтому вы зарабатываете ещё по «монетки».
Подведение итогов по 1-му этапу.
«Труд» - 2-ой этап
Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться.
Чтение стихотворения :
И мы будем трудиться
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И хлеба каравай –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Благодарим людей,
Придет пора, придет и час,
И мы трудиться будем! В. Ливмиц
У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, современный мультфильм «Лень».
Проводится небольшая беседа:
1. Что «напало» на самом деле на бурого мишку? (усталость)
2. Чем были заняты его друзья весь день? (бездельем, только играли)
3. Какой вывод сделали друзья? (неверный, т. к. они не предложили свою помощь бурому мишке, а лишь приняли решение играть в другую игру, пока их друг трудится)
4. Какой вывод можем сделать мы? Как бы вы поступили на месте друзей?
В: Всё правильно ребята, и когда ваша мама лежит на диване – это вовсе не означает, что на нее «напала» лень, скорее всего она переделала все домашние дела и на нее «напала» - усталость.
Продолжаем дальше. Раз вы о труде и о лени всё знаете, тогда слушайте следующее задание.
Отгадайте, какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.
На экран выводятся по 1 заданию для каждой команды.
«Умницы»: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
«Умники»: Сделал дело, гуляй смело.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?
Ответы детей: Профессия – это труд.
Ведущий: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Давайте, мы сейчас послушаем стихи, о том кем мечтают стать некоторые из вас:
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
ПАРИКМАХЕР
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
ПОВАР
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель. И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
СПАСАТЕЛЬ
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать - работа для мужчин.
И так задание следующее – «пантомима». Изображение жестами, мимикой, действиями какой – либо профессии; отгадывает сначала одна команда, потом другая, за правильный ответ - «монета» (пантомиму изображают дети, представитель от команды выходит на середину зала, воспитатель показывает картинку тому ребёнку, который будет показывать профессию для своей команды; по две профессии для каждой команды: врач, парикмахер, повар, пожарный).
В: Ребята, давайте с вами помечтаем и подумаем: кем же стать, когда подрастёте?
Физкультминутка: «Кем стать!»
Подведение итогов данного этапа.
«Товар» - 3-ий этап.
В: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется просто: «Назови товар, или не товар. Потренируемся: «Повар испек торт и продал его» - товар, «Бабушка связала свитер для внука» - не товар.
Для «умниц»:
1. Фермер привез на рынок молоко (товар)
2. Папа починил детям игрушку (не товар)
3. Мама испекла пирог к празднику (не товар)
4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Для «умников»:
1. Маша сварила варенье для Миши (не товар)
2. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
3. Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
4. В издательстве напечатали много детских книг (товар)
Заработали «монетки».
«Семейный бюджет» - 4-ый этап
Каждой команде выдается определенное количество монет, которые необходимо рационально распределить.
1. Квартплата. 2. Питание. 3. Одежда. 4. Банк (копилка). 5. Развлечения. 6. Игрушки.
Ведущий: Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги (звучит музыка).
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда, банк (копилка).
Дополнение к паданию: Папа заработал премию 3 монеты – еще отводится время на пересмотрение бюджета.
(звучит музыка)
После выполнения задания, выслушиваются ответы: почему дети распределили деньги именно так.
Итоги всей игры.
Воспитатель предлагает детям потратить заработанные командами деньги с пользой (предлагается объединить бюджет обеих команд, общая сумма – общий результат – победила дружба).
В: Ребята, конечно, мы с вами понимаем, что «монетки» - это деньги не настоящие, игрушечные, но представьте на минуточку, что вы заработали сейчас настоящие деньги. Как бы вы их потратили? Причем не каждый из вас, а посоветуйтесь между собой и решите, куда бы вы эти деньги потратили (т. к. вы вместе их зарабатывали – вместе должны и тратить). Может, оказали бы благотворительную помощь кому- либо (слово благотворительность разъяснено ранее).
Выслушиваются ответы детей.
В: Ребята, наши друзья (сказочные друзья) довольны сегодняшней игрой, вашими знаниями и поэтому решил поощрить каждого из вас деньгами, не обычными, а шоколадными.
Все участники игры получают поощрительные призы.
В: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили основы финансовой грамотности. Вы все постарались, вы действительно «умники» и «умницы». Спасибо всем за увлекательную и интересную игру. Спасибо вам дорогие гости за внимание. Всего вам доброго и до новых встреч.
Среда 13 мая
Тема «Машина времени».
Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательная: Расширить знания детей об истории возникновения денег, их предназначением.
Развивающая: Создавать условия для развития памяти, внимания, речи, стимулировать активность детей.
Воспитательная: Содействовать бережному отношению к деньгам.
Материал и оборудование: Мешочек крупы, мешочек ракушек, мешочек камушков; Купюры, монеты; банковская карточка; касса; Детский ноутбук. Прилавок с товарами из прошлого: русские народные платки; мех; пирожки; конфеты; фрукты; плетенная корзина. Прилавок с товарами из современного магазина: Ложки, чайник, книжки, игрушки, чай, сахар, овощи. Терминал с изображениями товаров из будущего: посуда, торт, скатерть.
ТСО: Аудиозапись «Звук машины времени».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями и садятся на стулья). Скажите, а к вам домой приходят гости?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы угощаете гостей? Чем?
Дети: Да. Печеньем, конфетами и т. д.
Воспитатель: А где вы берете, печенье и конфеты?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом то, что продается в магазинах?
Дети: Товар
Воспитатель: Правильно, а кто вам этот товар продает?
Дети: Продавец
Воспитатель: Как называют людей, кто покупает в магазине товар?
Дети: Покупателями.
Воспитатель: Я предлагаю для наших гостей накрыть на стол и угостить чаем. Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Для этого нам необходимо сходить в магазин. Что еще нам необходимо взять, чтобы купить товар?
Дети: Деньги.
Воспитатель: Правильно. А что такое деньги?
Дети: Деньги- это предмет, за который можно все купит.
Воспитатель: А в вашей семье у кого есть деньги?
Дети: У мамы, папы, бабушки.
Воспитатель: Т. Е. у родителей. А где берет деньги ваши родители?
Дети: Зарабатывают.
Воспитатель: Как еще можно получить деньги?
Дети: Выплачивают пенсии, можно выиграть, найти клад.
Воспитатель: Вы все правильно сказали. Так как вы еще маленькие, заработать вам не получится, то я вам помогу. У меня есть для вас задание. В коробке находятся различные предметы вам необходимо отложить в одну сторону только де предметы, которые считаются деньгами, а остальные предметы, которые такими не являются в другую сторону.
(Дети выполняют задание и объясняют, почему они выбрал тот или иной предмет).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем в современном мира расплатиться ракушками или крупой.
Дети: нет.
Воспитатель: Чтобы что-то купить на эти предметы нам необходимо отправиться в прошлое. Хотите отправиться в путешествие на машине времени?
Дети: Да
(Дети встают в круг, звучит музыка машины времени, а дети считают обратный отчет 10 9 8).
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в прошлое. Давным–давно, никаких магазинов не было, были различные ярмарки, базары, рынки и т. д. Люди не знали, что такое деньги: они обменивались с друг другом товаром. Первые деньги не было похожи на те, что существуют сейчас. Представьте, что где-то деньгами считались: соль; зерно; ракушки; драгоценные камни. А у нас в коробке есть что-то из этих предметов?
Дети: Да (достают мешочки с солью, с драгоценными камнями, ракушками).
Воспитатель: Давайте мы попробуем, обменятся товарами, и что-то приобрести для нашего чаепития. Для помощи у нас есть схема, которая нам поможем в обмене товара. (На схеме нарисовано, что за самовар необходимо отдать две цепочки с драгоценными камнями, за пирожки необходимо отдать 6 ракушек, а за конфеты – мешок соли и мешок зерна).
(Стоит прилавок с товаром: русские народные платками, меха, конфеты, пирожки, конфеты и т. д.). Около них выкладываются предметы, которыми они меняются. Дети объясняют, правильно ли произведен обмен, называют его равноценность. (Дети выбирают, что им необходимо купить для чаепития и обмениваются товаром друг с другом).
Воспитатель: Скажите, куда мы будем складывать купленный товар?
Дети: В пакет.
Воспитатель: В прошлом не было пакетов, были корзины, мешки. У нас вами есть корзина. (Складывают купленный товар в корзину)
Скажите, удобны ли были такие деньги как: соль, ракушки, камни? Почему?
Дети: Нет. Тяжело носить с собой; товар может испортиться; не равноценен.
Воспитатель: Поэтому люди придумали металлические и бумажные деньги, но перед этим деньгами считались драгоценные камни, золото, медные монеты. Скажите, как называются металлические и бумажные деньги?
Дети: Монеты, купюры.
Воспитатель: Посмотрите, есть у нас в коробке монеты или купюры? В каждой стране деньги называют по своему, скажите, а в России какими деньгами пользуются в наше время, как они называются?
Дети: Да. Рубли и копейки.
Воспитатель: Поэтому мы отправляемся в наше время в магазин (Дети опять встают в круг и говорят обратный отсчет, звучит музыка, и они попадают в настоящее время в магазин).
Воспитатель: Куда мы с вами попали?
Дети: В магазин.
Воспитатель: А как еще называют магазины?
Дети: Супермаркет.
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру «Магазин» и купим то, что необходимо нам для угощения гостей.
Игра «Магазин» (Стоит прилавок с одеждой, посудой). Один из детей становится на место продавца, а все остальные покупателями. На товарах написаны цены, дети должны посчитать свои деньги и сказать на какие товары у них хватит средств. (Дети покупают посуду для чаепития и расплачиваются деньгами). Куда мы с вами будем складывать, купленный товар?
Дети: В корзину или пакет (складывают в корзину купленный товар).
Воспитатель: Ребята, а в наше время удобные деньги? Чем?
Дети: Можно положить в кошелек; карман; они не портятся как продукты.
Воспитатель: А какие у них минусы?
Дети: Могут порваться, потеряться, Мелочь может быть тяжелой.
Воспитатель: Ребята, подумайте, а как могут выглядеть деньги в будущем?
Дети: Карточка, отпечаток пальца и т. д.
Воспитатель: Все может быть, но можно сказать, что уже сейчас на смену деньгам приходят пластиковые карты, а на смену магазинам приходят интернет-магазины. Только представьте, что магазинов не существует, и продукты мы с вами сможет заказать только через интернет, и его нам доставят прямо домой. Давайте отправимся в будущее и попробуем, что-нибудь и там купить (Деть встают в круг и отправляются в будущее).
Игра «Терминал».
Перед детьми стоит терминал с картинками товаров с ценником. На пару детям выдается карта с определённой суммой, дети выбирают, что им необходимо купить и определяют, хватит ли им денег для приобретения товара. Купленное кладут в электронную корзину и расплачиваются электронной картой.
Воспитатель: Скажите, а чего не хватает в интернет-магазине?
Дети: Продавца.
Воспитатель: Правильно, нет продавца, всю работу выполняет робот, курьер доставляет заказанный товар прямо домой. Скажите, а такие деньги удобные? Чем?
Дети: Не занимают места, не могут потеряться или порваться
Ребята скажите, для чего нам нужны деньги?
Дети: Для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для развлечений; для оплаты проезда в транспорте и т. д.
Воспитатель: Скажите, кроме денег, что еще усовершенствовалось?
Дети: Магазин, корзины, продавец (обосновывают свои ответы).
Воспитатель: Итак, мы свами все купили, чтобы нам принять наших гостей, будем возвращаться обратной в садик, а заказанный товар нам доставит курьер.
(Ребята возвращаются в детский сад и накрывают на стол приобретенными товарами).
Дети и Воспитатель: Угощайтесь!
Среда 20 мая
на тему: «Поговорим о профессиях».
Цель: уточнить и расширить представление детей о профессиях.
Задачи:
1. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
2. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
3. Развивать внимание, память, мышление.
4. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Материал: книга В. В. Маяковского «Кем быть?», карточки - картинки разных профессий, карточки - картинки с инструментами разных профессий, видеозапись мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны…».
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?».
2. Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей.
3. Физкультминутка.
4. Настольная развивающая игра «Профессии».
5. Экскурсия по предприятиям города.
Ход занятия.
- Добрый день, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, подмигнём и беседовать начнём.
- Ребята, кому из вас хочется побыстрее вырасти и стать взрослыми?
- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
- А для чего они ходят на работу?
- Кем работают ваши родители?
- Какую пользу они приносят? (шьют одежду, лечат, продают одежду, готовят перевозят груз, ….)
- Правильно. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» и ответьте на вопрос: «О чём говориться в этом стихотворении?»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники,
Столяры и плотники.
Столяру хорошо,
А инженеру лучше…
Инженеру хорошо,
А доктору лучше.
- Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении (о профессиях)
- А как вы думаете, что такое профессия? (работа, которую делают люди)
- Профессия – это труд, которому человек обучен. Например, врач, продавец. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Каждой профессии можно и нужно учиться. Для этого есть разные учебные заведения – школы, колледжи, институты и университеты. Хорошо, когда профессия человеку нравится, когда он выбрал ее потому, что умеет делать что-то лучше других. Тогда и ему радостно, и другим приятно.
- Назовите профессии, которые вы знаете?
Игра «Если не будет…»
- А сейчас представьте, что у нас в городе нет врачей. Что произойдёт? Расскажите, что может случиться, если исчезнут люди других профессий.
(Дети продолжают фразу «Если не будет…» и рассказывают, что произойдёт, если не будет строителей, поваров, пожарных, полицейских, учителей, парикмахеров, продавцов и т. д.)
- Ребята, а вы согласны с выражением «Все профессии нужны, все профессии важны»? Почему?
- Хорошо, молодцы! Давайте поиграем ещё в одну игру «Кому что принадлежит». На доске прикреплены изображения людей разных профессий. Вам нужно взять карточку-картинку на столе и определить представителю какой профессии принадлежит, то что на ней нарисовано. Прикрепить на доску и объяснить свой выбор.
- Молодцы! Ну, а сейчас немного отдохнем. Физминутка «Профессии».
Много профессий на свете у нас! (руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот — (руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз)
А охотник ловит дичь (делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь (повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (отрицательное движение указательным пальцем)
- Ребята, а какими качествами должен обладать человек труда? (учитель – умный, ответственный, аккуратный; врач – добрый, сердечный; пожарный – сильный, смелый; и т. д.)
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Посмотрите, как люди разных профессий взаимосвязаны, а порой и зависимы друг от друга. Смотрите внимательно, может быть, вы увидите, какую-то ещё незнакомую вам профессию. Постарайтесь её запомнить.
(просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны»)
- Ну что, ребята, все профессии были вам знакомы? О каких новых вы узнали?
- Ребята, посмотрите вокруг. Что нас окружает? (вещи, мебель, игрушки)
- Все, что нас окружает, сделано руками людей. Мы одеваемся, питаемся, ездим в транспорте, смотрим телевизор благодаря труду самых разных людей, играем за компьютером. То, что получается в результате труда, — продукт труда. Продукт труда — результат человеческого труда.
- Вы смотрели мультфильм, в котором было показано какой продукт труда получают в разных профессиях. Давайте вспомним (у шахтера продукт труда – уголь, у нефтяника – нефть, у токаря - деталь, и т. д.)
- Продукт труда может продаваться. То, что продается, называется товаром. Послушайте загадку и отгадайте ее.
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
Он называется … (товар).
- Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Например, магазин детской мебели, в котором продаются только детские кроватки, шкафчики, тумбочки, столы и т. д. Есть также и универсальные магазины, в которых продается все или абсолютно все продукты питания и др.
- Скажите, а продукт труда можно потрогать?
- А почувствовать? Подумайте и назовите какие это профессии?
- Ну и в заключение нашей встречи мы с вами поиграем. Нужно при помощи движений и пластики показать людей разных профессий. Я начну. Тот, кто отгадает, кого я показала, тот и будет показывать следующую профессию (шофёр, повар, музыкант, парикмахер, художник, пожарный, полицейский и т. д.)
- Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, а вы прямо сейчас можете стать поваром, учителем, врачом, шофёром? (нет)
- Конечно же, нет. А почему?
- Потому что для этого вам нужно подрасти и выучиться. Ведь каждой профессии необходимо учиться. Вы готовы к этому?
- Вот и подошла к концу наша беседа.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось в сегодняшний беседе?
- А кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Я предлагаю вам нарисовать ту профессию, которой бы вы хотели овладеть, когда вырастите большими. И мы с вами оформим выставку рисунков на тему «Моя будущая профессия».