Приложение МААМ

Конспекты занятий «Обряды Адыгеи»

Надежда Панченко
Конспекты занятий «Обряды Адыгеи»
▼ Скачать + Заказать документы

М Д О У № 22 «Сказка»

п. Каменномостский

АДЫГСКИЕ ОБРЯДЫ

Составитель:

Воспитатель

Панченко Н. А

2015 г.

Рецензия

на конспекты обряды Адыгеи

Дети любит узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Это позволяет воспитывать у них любовь к Родине, развивать интерес к своей республике, интерес к обычаям.

Публикация «Конспекты занятий „Обряды Адыгеи“» размещена в разделах

Для того чтобы, сохранить человеческое в наших детях, заложить направленные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям мы знакомим их с адыгскими обрядами.

Обряды адыгского народа переплетаются с обрядами народов России. В нравственном воспитании детей знакомство с обрядами помогает формированию любви к адыгскому народу и уважению к обычаям.

Разработанные конспекты на тему : «Знакомство с адыгскими обрядами» построены с учетом возрастных особенностей старших дошкольников они способствуют воспитанию нравственно - патриотических чувств.

В основу положено бережное, уважительное отношение к традициям показывающее высокую духовность национальной культурной доступности исторического материала учитывает приоритет ведущей деятельности дошкольной игре. Каждый из показанных обрядов дети неоднократно обыгрывают.

Материал, используемый в конспектах, помогает развивать активность творческого потенциала нравственных начал через осознание себя в поступках, чувствах, поведении.

Прилагаемые конспекты могут быть использованы воспитателями детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, они помогают приобщить детей к традициям и культуре родного народа.

Обряд первого шага

тлетегеуч – становление на ноги.

Программное содержание.

1. Продолжать развивать познавательную активность в процессе и

Формирования представлений о традиционных обрядах адыгов на примере обряда первого шага.

2. Познакомить детей с новым обрядом «тлетегеуч» - становление на ноги, продолжать приобщать детей к народной культуре адыгов.

3. Воспитывать любовь к малой родине и ее народу.

Методическое обеспечение.

1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание

Нравственно - патриотических чувств. Назарова В. И.

2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.

3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов»

Ход занятия

Воспитатель - По достижении ребенком года устраивали торжественный обряд первого шага тлетегеуч – становление на ноги. Для этого ребенка одевали в красную рубашку вышитую цветами нитками: яркие краски отгоняли «дурной глаз» на себя. Женщины и дети, пришедшие на «тлетегеуч», смотрели больше на красоту рубашки, нежели на ребенка. Торжественная обстановка, музыка, действия и слова участников обряда подчеркивали важность события. Ребенка ставили на прочные предметы, например на камень желая: - «Пусть твердо как камень стоит на ногах!» Имитировали перерезание ножницами невидимых пут, якобы до сих пор связывающих его ноги.

Обряд тлетегеуч не был простым развлечением, хоть в нем имелся развлекательный момент. Главное в нем символический выбор будущей профессии. Для этой цели на стол клали символы будущих почетных профессий: для малыша – кинжал, изображение коня, топор, молоток, нож, коран и т. д., а перед девочкой – иголку, нитки, ножницы и прочие вещи. Тот предмет, к которому притрагивался ребенок, определяли его будущее занятие. В богатых семьях, если мальчик выбирал кинжал, родители и аталык добывали такой же предмет их дорогой стали, если брал фигуру коня, то по достижении им юношеского возраста ему дарили лошадь с седлом с золотыми и серебряными украшениями.

Как показывает, само название, обряда и содержание приуроченной к нему песни, он устраивался для того, чтобы обеспечить ребенку возможность твердо стоять на ногах.

На празднике «Тлетегеуч» исполнялась песня «Лъабытий, тий, тий». с пожеланиями, обращенными к новорожденному:

Тий – тий делай, мой мальчик!

Тий – тий делай, мой сын!

Тлетегеуч большое счастье.

Сдвинься с этого места и шагни!

Твой дед этому радуется

Его санэ этого дня ждет.

Тий – тий делай моя звезда!

Тий – тий делай моя сладость

Где ты не появишься, чтобы своим становился.

Враг даже твоего имени чтобы боялся

Чтобы вести себя ты искусным был

В дорогу счастливую чтоб ты пошел.

Бабушка и дедушка тебе желают.

- А сейчас мы с вами разыграем обряд первого шага тлетегеуч.

Дети готовят подарки и атрибутику и обыгрывают обряд.

Первое укладывание

ребенка в колыбель (кущъэхапхэ)

Программное содержание

1. Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ).

2. Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа.

3. Поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины.

Методическое обеспечение

1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Назарова В. И.

2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.

3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов.

Ход занятия

Воспитатель - ребята сегодня мы с вами познакомимся с обрядом первого укладывания в колыбель. Первое укладывание в колыбель совершалось приблизительно через 2 недели после его рождения. К этому дню семья готовила обильное угощение. Бабушка (мать молодой женщины) привозили люльку со всеми необходимыми принадлежностями. Очень важным считалась колыбель из боярышника – он назывался счастливым деревом. Люди верили что ребенок в такой колыбели вырастал здоровым красивым и крепким.

(Раздается стук в дверь) - входит бабушка

Бабушка - Добрый день! Пришло время нашего малыша укладывать в колыбель. Сейчас мы с вами будем её готовить.

(Бабушка достает яйцо и кота) и укладывает его в колыбель.

Воспитатель - Ребята, а вы знаете для чего их туда положили. Как вы думаете?

Ответы детей.

Бабушка - правильно ребята, если кот поспит в колыбели он оставит в люльке свой сон и ребенок будет хорошо спать. А яйцо предвещает ребенку долгую жизнь. В старину говорили, а «Пусть доживет до тех дней пока не побелеет как яйцо».

Воспитатель - и у русских укладывание в колыбель сопровождалось песней. Ребята давайте мы с вами споем русскую колыбельную.

«У кота, у кота

Колыбелька золота

А у сыночки моего

Да покраше твоего.

Кольцы, пробойцы серебряные

Крюк золотой, ремешки шелковые».

- Ребята, уложить ребенка в колыбель поручаем доброй многодетной женщине.

- Что значит многодетная?

Ответы детей.

Воспитатель: да многодетная – значит много детей. Смотрите, к нам в гости пришла женщина, сколько у неё детей?

Дети считают.

Воспитатель: может нам помочь эта женщина.

Дети – может у нее 3-ое детей. (женщина берет младенца в руки и поет)

Женщина: В люльке кот поспал,

Сон сладкий в ней оставил.

Что сон сладкий к нему придет,

Предрекая в люльку его укладывая

Изголовье твоей колыбели с луной играет

Твоя постель в люльке золотом вышита

На золотой подушке ты у меня спишь

И прекрасной лай-лай тебя укачивает.

(этой песне придавалась магическая благо предсказательная обрядовая семантика, но после обряда она становилась обычной колыбельной песней). Пелась она очень нежно, без скачков, в медленном темпе. Затем дули в колыбель, а на последних словах закрывали лицо младенца руками матери, та делала вид что не видит ребенка. После этой церемонии бабушки говорили:

Железную душу

Душу крепкую большую

Жизнь долгую

Пусть бог дает тебе.

Воспитатель - желая уберечь ребенка от дурного сглаза, адыги соблюдали ряд обычаев.

1. К голове в области темени ребенка привязывали комочек прополиса полагая, что «на лице и на голове малыша нужно что-то «испортить», (сопровождается показом) тогда смотрящий на ребенка первым делом обратит внимание на «дефект». Подумает «какой некрасивый». После этого дурной глаз не возьмет силу.

2. Около колыбели ставили чашку с освященной молитвой водой и туда клали яйцо, полагая что при появлении злого духа яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был намочить водой руку и потереть лобик ребенка напевая при этом:

Ребенку которому не окропили лоб

Водой, где держали яйцо,

Жизнь недолговечна.

Мальчики которому не мыли лоб

Жизнь коротка.

Воспитатель - Ребята, давайте мы с вами придем в гости к этому малышу. (дети выполняют обряд повторяя слова)

Воспитатель - Теперь, когда мы все сделали ребята, я считаю что вы присоединитесь ко всем моим пожеланиям и подарите подарки. (Дети дарят подарки)

Обряд

первого зуба

Программное содержание

1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представление о традиционных обрядах адыгов.

2. Познакомить детей с обрядом появления первого зуба, продолжать приобщать к народной культуре адыгов.

3. Поддерживать и развивать интерес к малой родине Адыгея.

4. Воспитывать интерес к адыгскому народному творчеству.

Методическое обеспечение

1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание

нравственно – патриотических чувств. Назарова В. И.

2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.

3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов.

Ход занятия

Ребята мы с вами уже знакомились с бытом адыгских семей. Помните, какой обряд мы с вами прошлый раз посмотрели.

Ответы детей.

- Ребята, а кому из вас что-то особенно запомнилось.

Ответы детей.

Воспитатель: Красные двери в пещере моей

Белые звери сидят у дверей

И мясо и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю

Вы отгадали, что это? Правильно ребята – это зубы и рот. Мы с вами сегодня посмотрим как в адыгских семьях празднуется обряд первого зуба.

Стук в дверь. Входит бабушка.

Бабушка – здравствуйте ребята!

Дети – здравствуйте!

Воспитатель- Бабушка расскажите нам о том, как в адыгских семьях празднуют обряды «1зуба»

Бабушка – Матери малыша не разрешается следить за тем как у малыша появляются зубы, потому что считается, что это повышает болезненные ощущения у ребенка.

Воспитатель – Ребята! Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит (Инсценировка)

Мама гуляет с ребенком на руках. Подходит другая женщина с ребенком. Заговаривает с ним ребенок, улыбается.

Женщина – Ой, у Вашего малыша появился первый зубик. Нужно мне испечь пирог. (Женщина уходила домой). Приходила с пирогом с сыром. Давала ребенку попробовать кусочек пирога при этом напевала:

У мышки зуб крепкий

Железо точит,

Землю пашет

Исполнительница песни получала от матери подарок (отрез на платье, шелковую шаль)

Воспитательница - а если первый зуб замечал мужчина, то тогда он дарил подарок.

Воспитательница – ребята посмотрите какой мудрый народный обычай. Пирог пекся с сыром. Почему, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитательница – правильно, потому что сыр – это продукт, изготавливаемый из молока он очень богат кальцием, а кальций нужен человеческому организму для строительства костей и зубов.

Ребята мы познакомились с новым адыгским обрядом, чем он вам запомнился, чем особенно заинтересовал.

Ответы детей.

Публикации по теме:

Методическая разработка для музыкальных руководителей «Знакомство с родителями» .

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Мы хотим вам рассказать об одном из видов арт-терапии, который мы используем в работе с детьми- это песочная терапия. Песочная терапия.

Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 муниципального образования Каневской район Доклад.

Сценарий спортивного праздника в детском саду на День защиты детей «Здравствуй, лето!» Сценарий спортивного праздника в детском саду на 1 июня – День защиты детей Автор:Подольская Елена Сергеевна, воспитатель детского сада.

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на занятии» Тема: «Использование физкультминуток на занятии» Цель: Снижение показателей заболеваемости обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни,.

Методическая разработка «Музыка в жизни ребенка 1–2 лет» Музыка в жизни малыша 1-2 –х лет. Для развития человека самыми важными являются первые годы его жизни. От того, чем наполнены эти годы,.

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Как дорожные знаки подружились с музыкальными» Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста. Однажды Скрипичный ключ со.

Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5–7 лет Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Автор публикации:
Конспекты занятий «Обряды Адыгеи»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 10:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятий «Обряды Адыгеи»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Панченко (УИ 442354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД