Надежда Панченко
Конспекты занятий «Обряды Адыгеи»
▼ Скачать + Заказать документы
М Д О У № 22 «Сказка»
п. Каменномостский
АДЫГСКИЕ ОБРЯДЫ
Составитель:
Воспитатель
Панченко Н. А
2015 г.
Рецензия
Дети любит узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Это позволяет воспитывать у них любовь к Родине, развивать интерес к своей республике, интерес к обычаям.
Публикация «Конспекты занятий „Обряды Адыгеи“» размещена в разделах
Для того чтобы, сохранить человеческое в наших детях, заложить направленные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям мы знакомим их с адыгскими обрядами.
Обряды адыгского народа переплетаются с обрядами народов России. В нравственном воспитании детей знакомство с обрядами помогает формированию любви к адыгскому народу и уважению к обычаям.
Разработанные конспекты на тему : «Знакомство с адыгскими обрядами» построены с учетом возрастных особенностей старших дошкольников они способствуют воспитанию нравственно - патриотических чувств.
В основу положено бережное, уважительное отношение к традициям показывающее высокую духовность национальной культурной доступности исторического материала учитывает приоритет ведущей деятельности дошкольной игре. Каждый из показанных обрядов дети неоднократно обыгрывают.
Материал, используемый в конспектах, помогает развивать активность творческого потенциала нравственных начал через осознание себя в поступках, чувствах, поведении.
Прилагаемые конспекты могут быть использованы воспитателями детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, они помогают приобщить детей к традициям и культуре родного народа.
Обряд первого шага
тлетегеуч – становление на ноги.
Программное содержание.
1. Продолжать развивать познавательную активность в процессе и
Формирования представлений о традиционных обрядах адыгов на примере обряда первого шага.
2. Познакомить детей с новым обрядом «тлетегеуч» - становление на ноги, продолжать приобщать детей к народной культуре адыгов.
3. Воспитывать любовь к малой родине и ее народу.
Методическое обеспечение.
1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание
Нравственно - патриотических чувств. Назарова В. И.
2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.
3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов»
Ход занятия
Воспитатель - По достижении ребенком года устраивали торжественный обряд первого шага тлетегеуч – становление на ноги. Для этого ребенка одевали в красную рубашку вышитую цветами нитками: яркие краски отгоняли «дурной глаз» на себя. Женщины и дети, пришедшие на «тлетегеуч», смотрели больше на красоту рубашки, нежели на ребенка. Торжественная обстановка, музыка, действия и слова участников обряда подчеркивали важность события. Ребенка ставили на прочные предметы, например на камень желая: - «Пусть твердо как камень стоит на ногах!» Имитировали перерезание ножницами невидимых пут, якобы до сих пор связывающих его ноги.
Обряд тлетегеуч не был простым развлечением, хоть в нем имелся развлекательный момент. Главное в нем символический выбор будущей профессии. Для этой цели на стол клали символы будущих почетных профессий: для малыша – кинжал, изображение коня, топор, молоток, нож, коран и т. д., а перед девочкой – иголку, нитки, ножницы и прочие вещи. Тот предмет, к которому притрагивался ребенок, определяли его будущее занятие. В богатых семьях, если мальчик выбирал кинжал, родители и аталык добывали такой же предмет их дорогой стали, если брал фигуру коня, то по достижении им юношеского возраста ему дарили лошадь с седлом с золотыми и серебряными украшениями.
Как показывает, само название, обряда и содержание приуроченной к нему песни, он устраивался для того, чтобы обеспечить ребенку возможность твердо стоять на ногах.
На празднике «Тлетегеуч» исполнялась песня «Лъабытий, тий, тий». с пожеланиями, обращенными к новорожденному:
Тий – тий делай, мой мальчик!
Тий – тий делай, мой сын!
Тлетегеуч большое счастье.
Сдвинься с этого места и шагни!
Твой дед этому радуется
Его санэ этого дня ждет.
Тий – тий делай моя звезда!
Тий – тий делай моя сладость
Где ты не появишься, чтобы своим становился.
Враг даже твоего имени чтобы боялся
Чтобы вести себя ты искусным был
В дорогу счастливую чтоб ты пошел.
Бабушка и дедушка тебе желают.
- А сейчас мы с вами разыграем обряд первого шага тлетегеуч.
Дети готовят подарки и атрибутику и обыгрывают обряд.
Первое укладывание
ребенка в колыбель (кущъэхапхэ)
Программное содержание
1. Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ).
2. Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа.
3. Поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины.
Методическое обеспечение
1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Назарова В. И.
2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.
3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов.
Ход занятия
Воспитатель - ребята сегодня мы с вами познакомимся с обрядом первого укладывания в колыбель. Первое укладывание в колыбель совершалось приблизительно через 2 недели после его рождения. К этому дню семья готовила обильное угощение. Бабушка (мать молодой женщины) привозили люльку со всеми необходимыми принадлежностями. Очень важным считалась колыбель из боярышника – он назывался счастливым деревом. Люди верили что ребенок в такой колыбели вырастал здоровым красивым и крепким.
(Раздается стук в дверь) - входит бабушка
Бабушка - Добрый день! Пришло время нашего малыша укладывать в колыбель. Сейчас мы с вами будем её готовить.
(Бабушка достает яйцо и кота) и укладывает его в колыбель.
Воспитатель - Ребята, а вы знаете для чего их туда положили. Как вы думаете?
Ответы детей.
Бабушка - правильно ребята, если кот поспит в колыбели он оставит в люльке свой сон и ребенок будет хорошо спать. А яйцо предвещает ребенку долгую жизнь. В старину говорили, а «Пусть доживет до тех дней пока не побелеет как яйцо».
Воспитатель - и у русских укладывание в колыбель сопровождалось песней. Ребята давайте мы с вами споем русскую колыбельную.
«У кота, у кота
Колыбелька золота
А у сыночки моего
Да покраше твоего.
Кольцы, пробойцы серебряные
Крюк золотой, ремешки шелковые».
- Ребята, уложить ребенка в колыбель поручаем доброй многодетной женщине.
- Что значит многодетная?
Ответы детей.
Воспитатель: да многодетная – значит много детей. Смотрите, к нам в гости пришла женщина, сколько у неё детей?
Дети считают.
Воспитатель: может нам помочь эта женщина.
Дети – может у нее 3-ое детей. (женщина берет младенца в руки и поет)
Женщина: В люльке кот поспал,
Сон сладкий в ней оставил.
Что сон сладкий к нему придет,
Предрекая в люльку его укладывая
Изголовье твоей колыбели с луной играет
Твоя постель в люльке золотом вышита
На золотой подушке ты у меня спишь
И прекрасной лай-лай тебя укачивает.
(этой песне придавалась магическая благо предсказательная обрядовая семантика, но после обряда она становилась обычной колыбельной песней). Пелась она очень нежно, без скачков, в медленном темпе. Затем дули в колыбель, а на последних словах закрывали лицо младенца руками матери, та делала вид что не видит ребенка. После этой церемонии бабушки говорили:
Железную душу
Душу крепкую большую
Жизнь долгую
Пусть бог дает тебе.
Воспитатель - желая уберечь ребенка от дурного сглаза, адыги соблюдали ряд обычаев.
1. К голове в области темени ребенка привязывали комочек прополиса полагая, что «на лице и на голове малыша нужно что-то «испортить», (сопровождается показом) тогда смотрящий на ребенка первым делом обратит внимание на «дефект». Подумает «какой некрасивый». После этого дурной глаз не возьмет силу.
2. Около колыбели ставили чашку с освященной молитвой водой и туда клали яйцо, полагая что при появлении злого духа яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был намочить водой руку и потереть лобик ребенка напевая при этом:
Ребенку которому не окропили лоб
Водой, где держали яйцо,
Жизнь недолговечна.
Мальчики которому не мыли лоб
Жизнь коротка.
Воспитатель - Ребята, давайте мы с вами придем в гости к этому малышу. (дети выполняют обряд повторяя слова)
Воспитатель - Теперь, когда мы все сделали ребята, я считаю что вы присоединитесь ко всем моим пожеланиям и подарите подарки. (Дети дарят подарки)
Обряд
первого зуба
Программное содержание
1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представление о традиционных обрядах адыгов.
2. Познакомить детей с обрядом появления первого зуба, продолжать приобщать к народной культуре адыгов.
3. Поддерживать и развивать интерес к малой родине Адыгея.
4. Воспитывать интерес к адыгскому народному творчеству.
Методическое обеспечение
1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание
нравственно – патриотических чувств. Назарова В. И.
2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.
3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов.
Ход занятия
Ребята мы с вами уже знакомились с бытом адыгских семей. Помните, какой обряд мы с вами прошлый раз посмотрели.
Ответы детей.
- Ребята, а кому из вас что-то особенно запомнилось.
Ответы детей.
Воспитатель: Красные двери в пещере моей
Белые звери сидят у дверей
И мясо и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю
Вы отгадали, что это? Правильно ребята – это зубы и рот. Мы с вами сегодня посмотрим как в адыгских семьях празднуется обряд первого зуба.
Стук в дверь. Входит бабушка.
Бабушка – здравствуйте ребята!
Дети – здравствуйте!
Воспитатель- Бабушка расскажите нам о том, как в адыгских семьях празднуют обряды «1зуба»
Бабушка – Матери малыша не разрешается следить за тем как у малыша появляются зубы, потому что считается, что это повышает болезненные ощущения у ребенка.
Воспитатель – Ребята! Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит (Инсценировка)
Мама гуляет с ребенком на руках. Подходит другая женщина с ребенком. Заговаривает с ним ребенок, улыбается.
Женщина – Ой, у Вашего малыша появился первый зубик. Нужно мне испечь пирог. (Женщина уходила домой). Приходила с пирогом с сыром. Давала ребенку попробовать кусочек пирога при этом напевала:
У мышки зуб крепкий
Железо точит,
Землю пашет
Исполнительница песни получала от матери подарок (отрез на платье, шелковую шаль)
Воспитательница - а если первый зуб замечал мужчина, то тогда он дарил подарок.
Воспитательница – ребята посмотрите какой мудрый народный обычай. Пирог пекся с сыром. Почему, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитательница – правильно, потому что сыр – это продукт, изготавливаемый из молока он очень богат кальцием, а кальций нужен человеческому организму для строительства костей и зубов.
Ребята мы познакомились с новым адыгским обрядом, чем он вам запомнился, чем особенно заинтересовал.
Ответы детей.