Людмила Хамидуллина
Конспект ООД «Знакомство с почвой»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Красноперова Л. Р
МБДОУ №91 «Журавушка»
Конспект ООД по теме : «Почва»
(интеграция ОО «Познание», «Коммуникация» и «Труд»)
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Цели ООД:
Формирование представления детей о почве, ее составе и свойствах.
Формирование трудового навыка - посадка семян.
Задачи ООД:
Образовательные:
- познакомить детей с почвой, ее составом, свойствами;
Публикация «Конспект ООД „Знакомство с почвой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- обогащать словарь детей: существительные – почва, чернозем, песок, глина, зер-нышко, семя, росток, подсолнечник; глаголы – рыхлить, поливать, увлажнять, сеять, прорас-тать; прилагательные – рыхлая, влажная, песчаная, глинистая, продолговатое, гладкое;
- познакомить детей с алгоритмом посадка семян;
- вызвать у детей познавательный интерес к почве;
Развивающие:
- развивать умение работать в группах;
- развивать у детей познавательную активность и самостоятельность в труде;
Воспитательные:
- воспитывать желание трудится, аккуратно ухаживать за посевами;
- воспитывать интерес к наблюдениям;
Оборудование: контейнеры с песком, глиной, черноземом, песчаной почвой, глинистой, перегноем, мелкими камушками, остатками растений; семена подсолнечника, вода, совочки, палочки для рыхления, фартуки на каждого ребенка, клеёнки на каждый стол, ноут-бук.
Структура ООД:
1. Заинтересовывающий момент
2. Знакомство с понятием «почва»
3. Знакомство с составом почвы
4. Практический опыт «Сделаем почву сами»
5. Практический опыт «Воздух и вода в почве»
6. Д/у «Определи какая почва по внешнему виду»
7. Трудовая + познавательно-исследовательская деятельность
8. Презентация «Как вырастить подсолнечник»
Ход ОДД:
- Послушайте, ребята, о чем я хочу вам рассказать… «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее зернышко, и оно в чудесной кладовой превращается в целую горсточку зерен. Картошину в нее положишь, а осенью смотришь, рядом с ней еще несколько. Гор-сточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, моркови… или других овощей.
- Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она – земля!
- Все мы ходим по земле. И ее верхний слой, который у нас под ногами, это не просто земля. Под ногами у нас почва. Почва – это плодородный слой земли Она поит и кормит растения, которые так необходимы нам, людям.
- Растения же, в свою очередь, когда отмирают, перегнивают, то сами становятся частью почвы.
- Так из чего же состоит почва?
- Почва состоит из песка, глины, перегноя, остатков частей растений, мелких камушков (показывает контейнеры с этими веществами, так же в ней есть вода и воздух.
(Индивидуально задает вопрос «Из чего состоит почва?»)
- Молодцы!
- А сейчас давайте сами создадим почву. Для этого нам нужно соединить вместе все ее составляющие. Что именно мы будем соединять?
(Каждый ребенок берет из контейнера какое-либо вещество и перекладывает его в контейнер, в конце все перемешивается).
- Ну вот, ребята, у нас и получилась почва. А как вы думаете, в ней есть воздух?
- Конечно, воздух находится между частичками почвы.
- А вода в ней есть?
- А где ее взять?
- Правильно, нужно почву полить, или еще по-другому говорят увлажнить. Посмотрите, когда мы поливаем почву, то вода проникает в нее, а пузырьки воздуха выделяются. (Обращает внимание на пузырьки).
- А сейчас я хочу вам рассказать, что почва бывает разная и различать ее можно по внешнему виду (показывает образцы почв). Если в почве больше песка, чем других компонентов, то ее называют – песчаная.
(Предлагает определить по внешнему виду и показать, в каком контейнере песчаная почва).
(Тоже самое проделывается с другими почвами)
- Если больше глины, то – глинистая.
- А если почва состоит в основном из перегноя, то та-кую почву называют – чернозём.
(Еще раз обращает внимание на внешние отличия почв).
- А сейчас посмотрите на почву, которую создали мы, и скажите, к какой почве мы можем ее отнести?
- Вот, смотрите, ребята, у нас с вами есть четыре контейнера с разной почвой. Какой?
- А если почва разная, значит и свойства у нее разные и растения в ней растут па разному. Сейчас мы с вами проверим, какая почва более пригодна для прорастания семян. Мы возьмем семена подсолнечника. (Показывает семена). Посадим их во все четыре контейнера.
- Как мы будем это делать? ( Показывает и объясняет алгоритм посадки семян: сделать углубление, поло-жить семечко, присыпать землей, осторожно полить).
Работать мы будем маленькими группами. Надевайте фартучки, чтобы не испачкаться и приступайте к работе.
(В процессе работы воспитатель подсказывает, подбадривает ребят, уточняет их действия, обращает внимание на свойства почвы : мягкая, рыхлая, плотная, влажная, сухая).
(Когда дети заканчивают делать посадки, воспитатель предлагает контейнеры с посадками поставить на подоконник, объясняет, что для прорастания семян им необходимы, кроме воздуха и воды, еще свет и тепло).
- Пусть наши контейнеры стоят на подоконнике, мы будем ухаживать за посадками и наблюдать, в какой же почве семена прорастут быстрее и лучше.
- Ребята, скажите, а мы можем сейчас, немедленно наблюдать результат нашего труда? Конечно же, нет. Чтобы семена проросли, потребуется какое - то время.
- А вы хотите уже сейчас посмотреть, что должно у нас вырасти?
(Показывает презентацию, комментирует слайды)
1. Давайте же посмотрим, как вырастить подсолнечник.
2. Для этого нам понадобятся семена подсолнечника, почва, вода, тепло и свет.
3. Через несколько дней семена прорастают, и мы видим росток с двумя листиками.
4. Когда количество листиков увеличится до шести, растения можно высаживать на улицу.
5. Здесь они начинают интенсивно расти, становятся больше, крепче.
6. Взрослое растение может вырасти высотой с человека.
7. А иногда даже намного выше.
8. На юге нашей страны подсолнечник выращивают на огромных полях. Из-за его цветов кажется, что это не поле, а бесконечное желтое море.
9. Соцветия подсолнечника называют корзинка, в ней созревают семена. Вот так – одно семечко превратилось в целую корзинку с семенами.
10. С одного растения можно собрать несколько горсточек семян.
11. Что же с ними мы можем сделать?
Эти семена мы можем съесть, использовать их для творчества или покормить ими птиц зимой. А еще их можно будет снова посадить и получить новый урожай.
- Ребята, мы сегодня говорили с вами о почве, запомните, пожалуйста, что она очень важна для растений, а значит и для человека тоже, давайте ее охранять и не загрязнять.
- А еще я хочу вас похвалить, вы очень хорошо потрудились. Предлагаю вам дома, вместе с родителями тоже посадить какие-нибудь семена. И помните, что «чудесная кладовая» обязательно поможет вам их вырастить.