Наталья Плахтеева
Тематическая неделя «Почвенная». Конспект НОД «Знакомство с почвой»
▼ Скачать + Заказать документы
Почвою не вся земля зовётся,
Только верхний плодородный слой,
Только в нём, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
Цель:
- формировать у детей представления о почве как компоненте природы, о взаимосвязи почвы, растений и животных, обитающих в почве.
Программное содержание:
- дать представление о почве и её составе;
- показать значение почвы для растений и живых организмов;
- развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы;
Публикация «Тематическая неделя „Почвенная“, Конспект НОД „Знакомство с почвой“» размещена в разделах
- развивать мыслительные способности: анализ, обобщение;
- выделить некоторые свойства песка и глины;
- воспитание интереса к неживой природе, к исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Оборудование:
- маленькие пластиковые ёмкости для песка, глины, камушков, перегноя, чернозёма;
- большая пластиковая ёмкость для почвы;
- сказочный персонаж из природного материала «Старичок – лесовичок»;
- увеличительное стекло (лупа);
- вода.
Методы и приёмы:
Словесные: мини-беседы с детьми, чтение сказки, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Игровая и трудовая деятельность.
Предварительная работа:
Беседы: «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде».
Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».
Рассматривание: «Коллекция камней», «Какой он, песок?», «Сухая и мокрая почва».
Словесные игры: «Я садовником родился», «Колесо».
Строительные игры из песка с помощью формочек различного вида «В песочной стране».
Труд на цветочной клумбе - ухаживание за цветочными растениями.
Наблюдения: «Куда уходит дождевая вода», «Труд садовника».
Слушание музыки: «Лесная тропинка» (Р. Лединев).
Упражнения на равновесие: «Гриб стоит на крепкой ножке» (стоять на одной ноге, «Змейка» (ходьба по начерченным линиям «тропинкам»).
Ходьба босиком по песку, камушкам, «Возьми камушек»
Пальчиковая гимнастика: «Рисуем угольком», «Найди камушки» (в песке).
Активизация словаря: почва, глина, песок, чернозём, камни, увеличительное стекло (лупа, опыт.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Смотрите, к нам в гости пришёл сказочный гость – Старичок – лесовичок! Ребята, давайте поздороваемся с ним.
(дети здороваются)
Воспитатель. Ребята, смотрите, Старичок – лесовичок что-то с собой принёс. (воспитатель демонстрирует детям маленький мешочек)
Воспитатель. Ребята, это подарок — мешочек с землёй из леса с тропинки, ведущей в домик Старичка - лесовичка. Эта земля называется почвой. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений.
(Дети рассматривают содержимое мешочка, которое воспитатель пересыпал в большую ёмкость)
Послушайте стихотворение о почве.
Рыхлый слой и плодородный,
Не оставит всех голодным,
Лишь с посадкой поспеши,
И работу соверши.
Прокопаешь и польёшь,
Сорную траву сорвёшь,
Выкопаешь урожай —
Им соседей угощай!
Почву необходимо
Беречь и сохранять.
Рыхлить, полить,
Следить, не засорять.
Тогда растения будут
Цвести, расти, блистать,
И урожай хороший
Удастся всем собрать.
Воспитатель. Ребята, почва бывает разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. К дому Старичка – лесовичка ведёт тропинка, на которой почва песчаная. Посмотрите, в ней больше песка!
(дети внимательно рассматривают почву)
В другом месте больше глины. Такая почва называется глинистой. Почва бывает и чёрного цвета, тогда она называется чернозём.
Воспитатель дополняет свою речь демонстрацией природного материала: песок, глина, чернозём. Дети с помощью палочек могут перемешать эти материалы и лучше познакомиться с ними
Воспитатель. Ребята, в народе есть немало пословиц и поговорок о земле:
Поле труд любит.
Добра мать до своих детей, а земля — до всех людей.
Земля кормит людей, как мать детей.
Земля ласку любит.
Какова земля, таков и хлеб.
Землю уважай, она дает урожай.
Землю удобряй, так и получишь урожай.
Физкультминутка
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
Воспитатель. А ещё в почве живут разные животные. Кто скажет, кто же живёт в земле?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, для жизни всем нужен воздух. Чтобы узнать, что растения и животные получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы. Давайте с помощью опыта убедимся, что в земле тоже есть воздух.
Опыт № 1 «В почве есть воздух»
Воспитатель. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы наблюдаете?
Ответы детей. Из комочка земли вверх поднялись маленькие пузырьки.
Воспитатель. Это воздух поднимается из воды. Где же был воздух?
Ответы детей. В комочке земли.
Воспитатель. Воздух в виде маленьких пузырьков всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт №2 «Из чего состоит почва»
Воспитатель. Посмотрите на землю через увеличительное стекло. Скажите, что вы видите?
Ответы детей. Корешки, сухие листики, песочек, камешки, глина и ещё что-то.
Воспитатель. На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев. А вы знаете, куда исчезают опавшие листья? Все опавшие листья тоже превращаются в почву. От этого она становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев, песка, глины, камушков.
Рассматривание «Песок и глина»
Воспитатель. Рассмотрим через лупу песок. Похожи ли песчинки друг на друга?
Ответы детей.
Воспитатель. Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?
Ответы детей. Нет, песок рассыпался и песчинки тоже рассыпались кто куда!
Воспитатель. А теперь рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?
Ответы детей. Нет.
Воспитатель. Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?
Ответы детей. Да!
Опыт № 3 «Что лучше пропускает воду песок или глина?»
В процессе опыта дети убедились, что, так как частички песка не прилипают друг к другу, а рассыпаются, то вода быстро проходит сквозь него.
А глина плохо пропускает воду, потому что частички глины, намокая, прилипают друг к другу (слипаются вместе).
Вывод: песок пропускает воду лучше, чем глина.
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава.
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед.
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.
Воспитатель. Ребята, мы провели с вами опыты, чтобы узнать состав почвы и её свойства. Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, перегной, песок и глина, камни. А что же получают растения из почвы?
Ответы детей: воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве, воду. Животные, обитающие в почве, рыхлят её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Воспитатель. Молодцы, ребята, давайте скажем спасибо нашему гостю из леса за то, что, благодаря ему, мы узнали много нового и интересного о почве