Елена Лицкевич
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с народной игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД для детей старшей группы
«Знакомство с народной игрушкой»
Цель: Познакомить детей с разнообразием народной игрушки.
Задачи:
Развивающие:
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Знакомство с народной игрушкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с
народной игрушкой.
Речевое развитие:
• Развивать связную речь детей, умение описывать русскую народную роспись
Разучивание старинных народных игр.
Развивать память, логическое мышление.
Художественно - эстетическое развитие:
Развивать музыкальный слух детей, навыки лепки, особенности народной росписи
Воспитательные:
социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать интерес к русским народным играм, к русской народной культуре
Воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение взаимодействовать в коллективе.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной теме.
Оборудование и материалы: Кукла – домовёнок, народные костюмы, макет «Русская изба» народные игрушки : матрёшки, дымковские игрушки. Гуашь, кисти, пластилин, бросовый материал, для изготовления погремушек. Самовар, чайная посуда, сушки, Музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Хозяюшка: Здравствуйте гостюшки дорогие!
Мир вам и я к вам. Добрая, хозяюшка, ласковая матушка, всех друзей собрала, к себе в гости позвала.
- Со всей своей большой семьей собрались мы с вами у меня в русской избе: (Макет русской избы)
Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Да дрова– глотает» (печь)
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Печка — деревенская кормилица.
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Детей в русских семьях всегда было много, веселой гурьбой бегали они по избе днём, а ночью спали на лавках, и на печке.
Раздаётся плач ребёнка
Хозяйка ой, как раскричался не унять, чем бы дитятко занять?
-Ребята подскажите, как успокоить малыша, чтобы он не плакал?
-Дети (дать ему игрушки)
-Да где ж их взять то, ведь супермаркетов у нас нет, да и торговых центров тоже.
-Из под печки появляется домовё нок Кузя: - Ох-ох-ох хозяюшка, всему то тебя учить надо.
-Здравствуй Кузя, ты семь веков под печкой живёшь, дом ведёшь, скажи, где игрушек купить, чтоб дитя угомонить
За игрушками на ярмарку надо идти, там чего только нет, на любой вкус и цвет.
Ой и правда, собирайтесь скорее на ярмарку пойдём,
Заходят на ярмарку:
1 палатка:
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)
Кому игрушки деревянные?
Матрёшки расписные,
Сарафаны разные,
пёстрые, цветастые
Есть Сергиевские, Вятские
Есть Полхово – Майданские
Поскорее подходите себе любую распишите.
Дети (2 человека) берут шаблоны матрёшки и расписывают самостоятельно матрёшек по образцу
2 палатка
Игрушки! Игрушки!
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Подходите, подходите! Петушка себе слепите!
(два человека берут пластилин и лепят петушка)под руководством мастера - продавца
3 палатка
Кому игрушки – погремушки, налетай - покупай,
мастер-класс получай,
Самодельные игрушки из крупы и бересты,
из ленточек и ложек из всего что можно!
У Алёши и Наталки
Есть шумелки и стучалки.
Туки-туки-туки-тук –
Вот какой чудесный звук!
(2 человека делают игрушки самодельные погремушки)
Дети приносят (законченные работы) игрушки и дарят малышу
Хозяюшка:- а какая же ярмарка без игр и веселья?
Выходите-ка в кружок поиграем, повеселимся!
Игра «Жмурки»
Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас!
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.
Хоровод Ваня на ярмарке (или гори – гори ясно)
Хозяюшка: ох наигрались, нарезвились, смотрите-ка, а Ванюшка-то наигрался, да и заснул уже, надо домой возвращаться.
Я сейчас Ванюшку на лавочку уложу, а вас чаем угощу с кренделями да баранками.
Во время чаепития обобщаем с детьми знания, проводим рефлексию
Ребята, что самое главное в русской избе?
Понравилось вам на ярмарке?
С какими игрушками мы познакомились?
Из чего раньше делали игрушки?
Понравилось вам делать игрушки своими руками. ?