Инна Андреевна Ветрова
Конспект «Знакомство с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе: "Знакомство с малой Родиной".
Разработала воспитатель: Ветрова Инна Андреевна.
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: образовательная деятельность.
Возрастная группа: 4 – 6 лет
Тема: "Знакомство с малой Родиной"
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- формирование познавательных действий.
Развивающие:
Публикация «Конспект „Знакомство с малой Родиной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к малой Родине и интерес к традициям, обычаям кубанских казаков. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества.
Предварительная работа:
рассматривание народных кубанских костюмов,
беседы с детьми, рассматривание дидактического материала на тему: "Жизнь и традиции кубанского народа", загадывание загадок, чтение стихов.
Словарная работа:
глэчик, макитра,божник, рушник,рубашка-бешмет,кунтуш-куртка,газыри,рубашка–спидница,
Материалы и оборудование: изображения «Кубанская утварь», «Кубанские костюмы»
Ход деятельности:
Воспитатель: Скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно? (Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Правильно, мы живем в Краснодарском крае. Краснодарский край ласково называют Кубанью. Это название произошло от главной реки – Кубань. И живут на ней кубанские казаки.
Рассматривание иллюстраций реки «Кубань»
Воспитатель: Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение. Еще, Кубань называют-житница России. Как вы думаете почему?
(Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Правильно, потому что на Кубани выращивают злаковые культуры, которые поставляются во все уголки России.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как жили кубанские казаки? (Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Тогда отправляемся в интересное путешествие. А начиналось все с Указа царицы Екатерины II, которая в далекие времена управляла Россией.
Воспитатель: Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. Вот они как выглядели в далекие времена.
Рассматривание иллюстраций «Кубанские казаки».
Воспитатель: На голове у казака кубанка-головной убор, на теле рубашка-бешмет, поверх, которой одевается синий кунтуш-куртка, на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень – украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги.
Воспитатель: Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку–спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове.
Ребята, кто ж казаку был лучшим другом, и быстро мчал, и с поля боя выносил? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, конь. А, знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)
"Конь казаку – друг!"
"Казак сам не поест – а коня накормит!"
"Казак без коня, что солдат без ружья"
"Без коня казак кругом сирота"
Воспитатель: Молодцы, сколько знаете поговорок о лошадях. Ребята, как вы думаете, как называлось жилище кубанских казаков? (Дети формулируют ответы)
Воспитатель: Хорошо, а дома, в которых жили кубанские казак назывались-хаты или мазанки. А из какого материала строили хаты? (Ребята предлагают варианты ответов)
Воспитатель: Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади. Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной.
Рассматривание иллюстраций «Кубанская хата»
Воспитатель: Как называется строение из прутьев, которое служит для заграждения двора иль огорода? (Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель:Верно, хату огораживали вот таким плетнем.
Рассматривание иллюстраций с изображением «Забора»
Воспитатель: Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, еще его по-другому называли-красным или божницей, где находились иконы, убранные вышитым рушником. Дети, а что такое рушник (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно, так назывались небольшие тканевые полотенца, на которых вышивались узоры. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.
Воспитатель: В каждом доме была "горка", где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.
Рассматривание иллюстраций «Горка»
Воспитатель:Здесь собраны предметы казачьего быта. Вот, посмотрите и назовите, что это?
Рассматривание иллюстраций «Посуда»
Воспитатель: Верно, это кувшин. Но в те далекие времена он назывался-глечик. Повторите со мной, пожалуйста! (Ребята все вместе повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Из чего он сделан, как вы думаете (Дети предлагают варианты ответов)
Воспитатель: Ребята, глэчик изготовлен из глины. В нем хранили молоко, которое долго не скисает. Посмотрите что изображено на этой иллюстрации и назовите, что это?
Рассматривание иллюстраций «Глэчик»
Воспитатель: Правильно, это крупный сосуд, и называется он-макитра. Повторите со мной, пожалуйста! (Ребята все вместе повторяют за воспитателем)
Воспитатель:В макитре квасили капусту, держали варенье. Макитра, как и глэчик, сделана из глины. Ребята, скажите мне, пожалуйста, посуда, сделанная из глины обладала чудесными свойствами, какими? (Дошкольники предлагают варианты ответов)
Воспитатель: Правильно, дети. В глиняной посуде продукты не портились и сохраняли свои ценные качества долгое время, потому что в те давние времена холодильников еще не было. Вот сколько глиняной посуды имелось у казаков.
Рассматривание иллюстраций «Глиняная посуда»
Воспитатель: Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием "Петух".
Воспитатель с детьми проводит народную казачью игру: "Петух"
Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!
Это край чудесный
Там, где синь небес!
Золотое поле
И зелёный лес!
Ручеёк звенящий
И весенний гром!
Это запах хлеба,
Это отчий дом!
Ты, Кубань родная,
Наша сторона!
Ты на всей планете
Нам одним дана!
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше историческое путешествие! Что вам больше всего понравилось? (Дети с воспитателем делятся впечатлениями)
Приложение N°1
Народная кубанская игра "ПЕТУХ".
Из играющих выбирается "казак", который становится в середине круга. "Казаку" завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит "Ку-ка-ре-ку"?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему "Му-Му, Му-Му".
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать "кря-кря-кря".
Действие повторяется — казак забирает "утку".
Надоело казаку
"Кря-кря-кря" с "Ку-ка-ре-ку".
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — "воротики", а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.