Ксения Терре
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Конспект в старшей группе «Знакомство с камнем и мелом»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, игра, изотворчество, здоровье.
Задачи: познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников, Конспект в старшей группе „Знакомство с камнем и мелом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Дать детям представление о том, как добывают камень и мел, как они используются человеком. Познакомить детей с месторождениями камня и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Развитие творческих способностей детей, с использованием природного материала.
Использований технологий:
Познавательно – исследовательская технология. Исследование. Опыты с камешками и мелом.
Игровая технология: Игра «Живое не живое», «Игра узнай на ощупь»
Сюрпризный момент: посылка, цветные мелки, загадывание загадок о камне и меле.
Здоровьезберегающая технология: Физминутка, релаксация.
Изотворчество: Рисование природы мелками.
ТСО: магнитофон,
ИКТ: презентация «Природа»
Материал и оборудование:
1. Посылка с камешками и мелом;
2. Загадки про мел и камень;
3. Подносы с камешками и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей, молоток;
4. Цветные кружочки: красные и зеленые (для игры).
5. Доски для рисования, мелки.
6. Картины с изображением гор, рек.
Предварительная работа: отсутствует
Ожидаемый результат:
У детей развить умение:
- активное повышение познавательного интереса детей к практическим опытам с камнями и мелом.
- действовать согласно алгоритма познания,
- применять разные способы детского экспериментирования,
- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы,
- доказательно объяснять полученный результат,
- повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, я пришла к вам в гости, свои знания и умения показать, да и ваши знания познать.
Скажите мне, что нас окружает?
Дети. Нас окружают предметы.
Воспитатель. А еще что? (Природа).
— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).
— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).
— Давайте с вами поиграем.
Игра «Живое не живое»
Воспитатель. Я буду называть разные слова, а вы — поднимать соответственно круги, если живое — то круг зеленого цвета, если неживое — то круг красного цвета.
— Дети, а к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом, давайте его послушаем:
«Здравствуйте дорогие дети!
Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!
Хозяйка Медной горы».
Воспитатель. Ребята, в письме говорится о конверте. Давайте его откроем и прочтем, что там написано (загадывает загадку о горном камне).
С виду неприглядный я, на земле лежу пластами,
Молотком отбей меня
Потому что я очень, нужный (камень)
Воспитатель. Вот он какой — этот горный камень (Показывает детям).
— Это камень и относится он к неживой природе.
— Дети, а теперь, давайте посетим нашу лабораторию.
— Посмотрите, у вас на столах стоят подносы — найдите на них камень. Возьмите камень, рассмотрите его, расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый.
— А как вы узнали, что он твердый? (Надо надавить на него пальцем или сжать в руке).
— Как вы думаете, камень прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный камень. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяет по куску камня молотком : не рассыпался на мелкие кусочки).
— Да, ребята, камень твердый
Возьмите лупу и рассмотрите камень. Что вы там видите?
Из камней состоят горы, посмотрите пожалуйста на картины.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим камень в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?
— камень утонул, а почему? (тяжелый).
— Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).
— Помешайте палочкой воду, камень? (Не растворяется).
— Запомните, камень нерастворим ни в одной из жидкостей.
Физминутка
(под музыку проводится физкультминутка)
Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель. Ребята, а в конверте еще одна загадка.
«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку — утечет как молоко (Мел)»
Воспитатель. Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета?
Дети. Белый.
Воспитатель. Мел такой же, как и камень? (Нет, он матовый).
— Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый). — Ребята, мел твердый, но он мягче камня. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).
— Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.
—А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след
он оставляет? (Нет он царапает, не пишет так, как мел).
— Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду.
— Какая была вода? (Чистая и прозрачная).
— Что произошло с водой? (Она помутнела).
— Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел). — А давайте вспомним, когда опустили камень,что происходило с водой? С камнем? (ничего)
— Да, мел растворяется. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — ползатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.
— Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки.)
— А как вы думаете, как мел используется еще человеком? (Для того чтобы рисовать на доске, на асфальте).
Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности — для производства цемента и извести. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, используют для получения соды, стекла. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, пастели, школьных мелков.
Мел залегает на разных глубинах. Его можно встретить на отмелях рек и глубоко под землей
Воспитатель. Сегодня мы узнали много нового, интересного про камешки и мел.
Ребята! а вот с посылкой Хозяйка Медной горы отправила нам еще что то, а что, мы сейчас узнаем?
«Игра узнай на ощупь» цветные мелки.
Релаксация
А сейчас глазки закрывайте и на миг в природу погружайтесь
Толи это будет речка, то ли луг,
То ли солнце, то ли дуб.
То ли птица, то ли зверь
В сказку ты свою поверь.
А теперь глазки открывайте.
Вы мелки возьмите, и явление природы сотворите.
Дети рисуют по желанию по три человека на больших дощечках цветными мелками.
Подводится итог рисунков.