Татьяна Дианова
Конспект занятия «Знакомство дошкольников с литературным жанром «басня». И. А. Крылов»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство дошкольников с литературным жанром «Басня».
Задачи: Познакомить детей с литературным жанром «Басня»; обогащать словарный запас; Развивать речь при ответе на вопросы, мышление при анализе произведения; Воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательно относиться к друг другу.
Ход занятия:
Каждый день – всегда, везде
На занятиях и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
Ребята, посмотрите сколько разных книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, с потешками и загадками.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И.А. Басни
- Крылов И.А. Конспекты
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?
Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни» ,написал ее Иван Андреевич Крылов.
Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством
Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни - животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.
Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.
Чтение басни «Кукушка и Петух»
Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)
Скажите, что я вам прочитала?
Почему вы решили, что это стихотворение? (есть рифма)
Что такое рифма? (когда в конце строчек слова звучат одинаково)
О ком это стихотворение? (о кукушке, петухе, они хвалят друг друга)
Скажите, а это может быть на самом деле? (нет, значит это похоже на сказку)
Почему похоже на сказку? (потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке)
Значит, это сказка в стихах.
Как поет кукушка? (ку - ку)
Ее пение можно сравнить с пением соловья?
Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей? (он обманывал, льстил кукушке)
Почему он это делал? (потому что кукушка тоже его хвалила)
Обращение воспитателя: В этом произведении есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:
«За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку»
Воспитатель: Сейчас я сообщу вам что-то новое для вас. То, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.
Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая - нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова (в хороводе).
Хоровод с детьми «Сделай комплимент другу»
- Маша, у тебя сегодня красивая прическа… и т д.
Закрепление
1. С какой басней мы познакомились?
2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)
3. Назовите главных героев.
4. Чем отличаются басни от сказок (сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека)