Пахомова Света
Конспект занятия «Живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект "Живая земля".
I. Содержательно-целевой компонент:
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить детей с составом земли (то, почему мы ходим);
песок, глина, почва; дать знания о некоторых свойствах земли, глины, почвы.
2. Развивающие: упражнять в умении сравнивать, анализировать; формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы.
Публикация «Конспект занятия „Живая земля“» размещена в разделах
3. Воспитательные: воспитывать любовь к земле.
Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа, лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.
Обогащение словаря: минеральные соли, перегной, лупа.
Активизация словаря: сыпучий, пластичный, рыхлый, геолог, пустыня, плодо-родная.
Индивидуальная работа с детьми.
Интеграция в целостный образовательный процесс: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Связь с интегрирующей комплексно-тематической темой работы на неделю.
II. Организационно - деятельностный компонент
Материалы и оборудование:
-Мисочки с песком; глиной, почвой.
Вода, ложечка для воды.
Салфетки, коктельные трубочки.
Поднос для смешивания
Д/и «Откуда эта горсть земли».
Подготовка к НОД:
Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, на прогулке наблюдения за почвой, песком;
Беседа на тему: «Подземные жители», текст физкультминутки - Кизил М. В.
Дидактическая игра «Откуда эта горсть земли?» - Губина Г. Н. и Кизил М. В.
Этапы реализации содержания НОД
Структурный компонент Действия воспитателя Действия детей
I. Эмоционально - мотивационный компонент
I. Вводная часть: (мотивация, установка на предстоящую деятельность)
Время реализации Воспитатель:
-Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете - вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.
И топчут её, и режут её
–она не серчает,
Добром отвечает.
Кто нам общая мать? (Земля). ответы детей
II. Организационно-деятельностный компонент
Основная часть
Время реализации
20 мин. Воспитатель:
-Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по ко-торой мы ходим.
-Почему говорят, что она всем добром отвечает?
-Почему землю называют мать-земля, матушка?
-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)
Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней рас-тет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами по-стараемся ответить сегодня.
Но для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите?
-А чем занимаются учёные? (ис-следуют, наблюдают, делают опыты).
Экспериментирование
(Форма организации - парами)
-Учёным нужна лаборатория для опытов. Представьте, что это наша лаборатория
-Ваша задача сегодня - работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу.
-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит?
-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?
-Сначала исследуем ПЕСОК.
Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий).
-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
-В песке все песчинки лежат от-дельно друг от друга.
-А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий?
-Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого?
-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности и растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…
(Пустыни)
Воспитатель:
Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить - песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.
Физкультминутка.
Повторить 2 раза.
РАЗ - и стану я Землёй,
- Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два - и вмиг я глиной стану,
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе
- Не ходите вы по мне!
Три - сейчас я холм зыбучий,
Очень жёлтый и сыпучий,
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А четыре - камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас,
Никому не надо.
Пять - я почва - верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
"Чтите матушку свою!"
Воспитатель:
-Что мы будем исследовать дальше?
-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина? Внимательно рассмотрите её.
-Какая она? (тверда, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга).
-Может это не глина, а камни?
-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?
-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой - из неё можно лепить)
-Давным-давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.
Воспитатель:
Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить - она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновкая игрушки сделаны из глины.
Продолжение экспериментирования
Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней?
В этой мисочке - ПОЧВА.
Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит поч-ва?
Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!
Налейте в мисочку немного воды. Что получилось?
Вывод: Почва - самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается сверху земной поверхности.
Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их.
А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.
Что получилось? (земля).
Все эти части необходимы земле. Почему?
Молодцы, вы были хорошими учёными.
-Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему?
Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса.
Земля - Это ещё и название наше планеты.
Давайте теперь скажем «Матушке Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную.
«ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. Только говорить давайте про себя.
Ну, а теперь поиграем!
Игра: «Откуда эта горсть земли?» ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная)
Дети слушают
Надевают спецодежду и рас-саживаются за столы
Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят (4 мисоч-ки - с песком, глиной, почвой)
Дети перечисляют
Ответы детей (сыпучий)
Выполнения заданий
Выводы детей
Игра
Ответы детей
Рассматривание
Опыты
выводы детей
Опыты детей
(частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т. д.)
Ответы (вода впиталась, почва стала влажной)
ответы детей
Дети говорят добрые слова Земле. Поднос накрывается салфеткой
Результативно-оценочный компонент
Заключительная часть
Время реализации
5мин.
Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы, может быть, посмотрите на неё по - другому.
А теперь давайте посмотрим на мой поднос
Беру поднос, снимаю салфетку - из земли видны молодые побеги.
(Поднос подменили во время игры.)
Посмотрите! Что это! Как вы думаете, что произошло?
-Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю.
Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.
Вы были не только учёными, но и волшебниками!
Вам понравилось?
Занятие окончено.
Предполагаемые ответы детей
ответы детей