МААМ-картинки

Конспект занятия для детей 5–6 лет «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Галина Терешкина
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

«Знакомство с жизнью коренных народов

Севера»

(для детей от 5-6 лет)

«Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Публикация «Конспект занятия для детей 5–6 лет „Знакомство с жизнью коренных народов Севера“» размещена в разделах

Программное содержание: Дать детям знания о своеобразии жизни Хантов : природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

Словарь: ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

Ход занятия:

Предварительная работа.

1. Беседа о Ханты-мансийском округе

2. Рассматривание открыток об округе, городах округа

Беседа о коренных народах.

Педагог: Природа нашего края очень красивая и разнообразная. Вы наверное вместе с родителями ходили в лес.

- Кто знает, как называется густой дремучий лес? (ответы детей)

Да, густой дремучий лес называется - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу?

(В тайге растут высокие ели, сосны, пихты).

- Какие ягоды мы собираем в лесу?

(чернику, бруснику, голубику, морошку, клюкву).

- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому растут в нашем регионе.

- Какие животные живут в наших лесах?

(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, хорек, соболь и т. д.) Слайд № 3

- А кто знает, как называют коренных жителей нашего округа?

(Ханты и манси)

- Правильно коренные народы, которые жили в нашем регионе с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Поселение хантов называется – Стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах.

Ханты занимаются оленеводством, т. е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.

- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, чебак, язь, сорожка).

- Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

(ответы детей)

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

Посуду Ханты изготавливают из бересты, дерева.

Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Посмотрите на одежду – Ханты (рассматривание одежды)

- Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.

На ногах у коренных народов обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.

- Ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах.

Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д.

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА.

Чтение сказки

Беседа о прочитанном.

- Чему учит эта сказка?

- О чем северный народ хотел предупредить своих детей?

(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

Итог занятия

- Как называется наш округ? (Ханты-мансийский)

- Город, в котором мы живем? (Нижневартовск)

- Как называют коренных жителей? (Ханты и манси)

КУКУШКА

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.

- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

- Мама, мы тебе водички принесли.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.

Публикации по теме:

Праздник пробуждения природы  «Ворна хатл» с подвижными играми коренных народов СевераПраздник пробуждения природы  «Ворна хатл» с подвижными играми коренных народов Севера 26 апреля 2019 года в наш детский сад была приглашена Рахимова Елена Едайковна из центра национальных культур «Монтажник». Для ознакомления.

Фотоотчёт о мероприятии, посвящённом международному Дню коренных народов, во второй младшей группеФотоотчёт о мероприятии, посвящённом международному Дню коренных народов, во второй младшей группе Во 2 младшей группе, прошли мероприятия к международному дню коренных народов. Мы живём в Республике Карелия, поэтому я решила отметить.

Фотоотчет «Знакомство с жизнью и творчеством Джанни Родари»Фотоотчет «Знакомство с жизнью и творчеством Джанни Родари» Все мы знаем, что 23 октября исполнилось 95 лет прекрасному поэту и сказочнику, Джанни Родари. В нашем саду был создан проект по подготовке.

Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.

Конспект занятия «Знакомство с животными Севера и жарких стран» для детей средней группы Конспект занятия для детей средней группы Тема «Знакомство с животными Севера и жарких стран» Цель: Ознакомление с животным миром Задачи:.

План мероприятий, посвященный Международному году языков коренных народов, в средней группеПлан мероприятий, посвященный Международному году языков коренных народов, в средней группе 2019 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом родных языков коренных народов. С 18 по 27 марта на территории Октябрьского.

Праздник народов Севера! (Фотоотчет)Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.

Сценарий развлечения «Слияние двух культур. Жизнь и быт коренных жителей севера Сахалина — нивхов и русских»Сценарий развлечения «Слияние двух культур. Жизнь и быт коренных жителей севера Сахалина — нивхов и русских» Развлечение в подготовительной к школе группе «Слияние 2 культур» Цель: Закрепление знания о жизни и быте коренных жителей севера.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Выставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народовВыставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народов К Международному году языков коренных народов оформлена выставка художественной литературы «Колыбель Севера». Здесь сказки разных народов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
Опубликовано: 30 января 2022 в 15:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей 5–6 лет «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Терешкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД