Никишина Наталья
Конспект занятия «Знакомство с элементом хохломской росписи «рябинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Тема: Знакомство с элементом хохломской росписи «рябинка»
Цель: Приобщать дошкольников к русскому народному творчеству, знакомя детей с народным художественным промыслом - хохлома.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить детей с народными промыслами;
-закреплять умения рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок;
-формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с элементом хохломской росписи „рябинка“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рябина. Рисование
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
-развивать память, мышление, внимание;
-развивать чувство цвета; ритма, передавая ритм хохломы;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства;
-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Предварительная работа: рассматривание хохломских изделий, репродукций с их изображением, чтение стихотворений о промысле; посещение Музея народного творчества.
Оборудование и материалы: хохломские изделия, репродукции изделий хохломских мастеров, магнитофон, диск с записью русской народной музыки, силуэты посуды из желтой, черной бумаги; гуашь красного, черного, желтого, зеленого цветов; бумага для тычков, кисти, баночки.
Вводная часть: (Звучит русская народная музыка. Под музыку входят мальчик и девочка в русских народных костюмах, в руках у них хохломские изделия)
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Откуда вы к нам пожаловали? (Мы приехали из города Семенова)
-Мы видим, что вы пришли к нам не с пустыми руками. Что у вас в руках? (Это изделия наших мастеров-умельцев)
-Очень красивая посуда. Как она красиво расписана! Как называется эта роспись? (Девочка читает стихотворение)
Хохломская роспись- алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
-Ну, что же, гости дорогие, путь у вас был дальний, ставьте свои подарки на стол и присядьте, отдохните с дороги.
(дети садятся на стульчики)
Основная часть:
-Сегодня я хочу рассказать вам одно старинное предание о том, как же появилось это диво-дивное- «Золотая хохлома».
«Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой речки человек. Кто он и откуда пришел, нам неизвестно. Вырезал тот человек деревянные чаши, да ложки и так их расписывал, раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел неведомо куда, но прежде научил крестьян делать «золотую посуду». В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
Сделать настоящую хохлому очень сложно.
Сначала изготавливают изделия из дерева, покрывают жидкой глиной, пропитывают сырым льняным маслом, шпаклюют, потом покрывают слоем алюминиевого порошка, затем расписывают красками, сушат, натирают олифой, два раза покрывают лаком и закаливают в печи.
-Вот такое это нелегкое дело, да и вы, наверное, устали, давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.
Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях ягоды. Рассмотрите изделия и репродукции.
-Карие ягоды нарисованы на них? (клубника, малина, смородина, рябина)
-Какие цвета используют художники в хохломской росписи? (красный, желтый, зеленый и черный)
-Ребята, посмотрите на эту ложку и скажите, что здесь нарисовано? (рябинка)
-Сегодня мы с вами будем учиться писать кистью этот элемент росписи.
-Давайте рассмотрим его.
-Сколько ягод в рябиновой грозди? (много)
-Какой формы ягоды? (круглой)
-Ягоды одинаковой формы? (одинаковой)
-Какого цвета ягоды? (красного, оранжевого)
-Чтобы ягоды получились одинаковой формы, аккуратные, мы их будем рисовать тычками (воспитатель показывает на листе бумаги)
--Что вы еще видите на ягодке? (желтую точку)
-Давайте рассмотрим листья рябины. Какой они формы? (овальной, с заостренным краем)
-Какого цвета листья? (на желтом фоне-зеленые, на черном- зеленые или желтые)
-Что вы еще увидели на листочках? (линии- прожилки)
-Мы нарисовали ягоды, листочки. Что вы еще увидели в росписи? (осочки, усики, травинки, завитки)
-Заканчивают художники расписывать свои изделия, рисуя кайму (прямые линии по краям изделий)
Самостоятельная деятельность.
-Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы- художники и расписываете посуду хохломской росписью, рисуете на ней рябинку. (дети садятся за столы и начинают работать)
-Не забывайте, что работаем аккуратно, соблюдаем пропорции. Если вам нужна помощь, обращайтесь. Я подойду и помогу вам.
За 5-7 минут говорю детям о том, что пора заканчивать работу. Кто закончил работу, аккуратно кладет ее на стол для выставки.
Заключительная часть:
Гостям-героям предлагают рассмотреть все работы, выбрать те, которые им понравились.
-Почему понравились эти работы? Хотели бы вы взять с собой на память?
-Мы с удовольствием вам дарим. (гости уходят)
-Ребята, что вам понравилось?
-Что мы делали?
-Какими узорами расписывали изделия?
-Какие цвета используют в хохломской росписи?
-Как вы думаете, у вас получилось?
На этом наше занятие окончено.