Ольга Лодыгина
Конспект занятия «Животные жарких стран и природные зоны их обитания» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширить и дополнить знания детей о животных Африки и природных зонах, в которых они обитают.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основными природными зонами Африки;
- дополнить представления детей о животных Африки;
- расширить знания детей о свойствах песка, его структуре и происхождении;
- обогащать словарь детей новыми терминами (саванна, пустыня, влажные экваториальные леса);
- способствовать формированию предпосылок к обучению грамоте, учить составлять слово из букв.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы детей;
- развивать зрительное восприятие детей, наблюдательность;
- способствовать развитию логического мышления детей путём нахождения лишнего животного в зависимости от признака классификации;
- стимулировать участие в исследовательской деятельности (особенности песка,);
- развитие дыхательных функций (сила и направление выдоха, крупной и мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- создавать условия для межличностного общения детей в парах.
Демонстрационный материал: глобус, карта Африки, схема «Природные зоны Африки», иллюстрации «Пустыня», «Саванна», «Влажные экваториальные леса», фигурки льва, зебры, тигра, пенопласт в сетке и картинки верблюдов для дыхательной гимнастики, картинки с изображением животных Африки.
Раздаточный материал: картинки «обезьянки и их тень», лупы, карточки (ухо, рот, фонари, ватные палочки, песок на бумажных тарелках.
Ход образовательной деятельности.
Деятельность взрослого Деятельность детей
1. Организация.
Ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, давайте поздороваемся.
Вчера на валдберрис я получила новую игру. Вы можете прочитать, как она называется?
(воспитатель открывает игру, там:
- карточка «Задание для самых сообразительных ребят: найди животных Африки и определи, в какой природной зоне они обитают);
- листы со спрятанными животными;
- схема «Природные зоны Африки: влажный экваториальный лес; пустыня; саванна).
Мотивация
-Ребята, здесь есть задание.
Найди животных Африки и определи, в какой природной зоне они обитают
Проблематизация
-Итак, найдите животных., но никаких животных нет. читаем дальше.
- «Найдите животных. Африки.»
Давайте посмотрим на глобус и вспомним, что такое Африка?
- А что такое континент?
-Читаем дальше. «Определи, в какой природной зоне они обитают.»
Целеполагание
Итак, в нам нужно найти животных и определить природные зоны их обитания.
Планирование деятельности
-Ребята, здесь в игре есть карта Африки, давайте на неё посмотрим, познакомимся с природными зонами, а потом вернёмся к животным. Согласны?
Реализация плана
- Ребята, Африка очень большая (показываю схему Африки, там есть горы, реки, озёра. А еще есть территории, которые отличаются друг от друга, там разный климат, разная растительность, разные условия для жизни людей и животных. Вот они и называются природными зонами.
В Африке принято выделять 3 основных природных зоны. Это Влажные экваториальные леса, Саванна и Пустыня.
(показываю схему)
Влажные экваториальные леса.
Эта природная зона, которая находится рядом с экватором.
Вы помните, что такое экватор? Какой там климат?
В этой природной зоне очень много растительности, которая расположена ярусами. Здесь растут огромные деревья, кустарники, травы. Здесь есть реки и озера
Живут в этой природной зоне крокодилы, обезьяны и змеи.
Обезьян в экваториальных лесах особенно много. Это подвижные, ловкие животные. Они любят бегать и прыгать по деревьям, любят играть друг с другом. Давайте и мы немного с ними поиграем.
Игра «Найди тень для обезьянки»
Выбирайте себе по 1 обезьянке. Рассмотрите их внимательно. Обратите внимание на положение их туловища. Все они разные. Ваша задача - найти тень, которую отражает именно ваша обезьянка.
- Ребята, покажите друг другу свои картинки, посмотрите, справились ли ваши друзья с заданием.
-Вернёмся к нашей карте.
-Саванна -самая большая природная зона Африки.
Саванна – это огромное пространство, покрытое травой, среди которой встречаются редкие островки деревьев. Зима в саванне очень жаркая, засушливая. В этот период трава желтеет, многие редкие деревья и кустарники сбрасывают свою листву. Животным саванны приходится преодолеть большие расстояния, чтобы найти пищу. После засушливой зимы наступает сезон проливных дождей. В саванне начинается теплое и влажное лето. Природа саванны оживает, земля напитывается влагой, активно растут травы, которые в высоту достигают 3 метров. Сочные зелёные листья вырастают на деревьях и кустарниках. В саванне живут большие стада антилоп, зебры, львы, жирафы, слоны, носороги.
Давайте, ребята, поиграем в игру «Кто лишний».
Перед вами трое животных:
лев, зебра, тигр.
- Давайте посмотрим на окрас этих животных. Как вы думаете, кто из них лишний?
- Теперь посмотрите на шею этих животных. Как думаете, кто лишний?
- Теперь подумаем о том, чем питаются эти животные. Кто лишний?
Третья природная зона - это Пустыня.
-Пустыня - это очень большое пространство, покрытое песком. Иногда говорят, что пустыня - это море песка. В пустыне очень мало дождей, но ветра очень сильные и песок летит в разные стороны, образуя горы. Иногда случаются настоящие песчаные бури. Днем в пустыне может быть очень жарко, а ночью очень холодно. Ребята, а вы знаете, какие животные могут проходить по пустыне большие расстояния, могут долгое время обходиться без еды и воды?
-А вы знаете, почему верблюдов называют кораблями пустыни?
- Они переставляют сначала две левые, а потом две правые мозолистые ноги и очень плавно двигаются по песчаному морю и издалека кажется, что они плывут.
Давайте с вами поиграем.
Физминутка «Верблюды»
-Три верблюда иль четыре
По пустыне плыли, плыли
Буря, вдруг похолодало,
Засыпать песком все стало
На колени опустились,
И скорей в него зарылись.
А мы и посчитать забыли,
Было три или четыре?
Как вы думаете, сколько было верблюдов?
Дыхательная гимнастика с шариками.
-Ребята, идите сюда, давайте представим, что перед нами желтый песок, а в нем от бури спрятались верблюды. Давайте все вместе подуем на него и посчитаем, сколько же их там.
Ребята, а как вы думаете, на настоящий сухой песок можно дуть?
- Садитесь, пожалуйста, за столы и посмотрите на песок. Из чего же он состоит?
-А можно ли сосчитать, сколько в нем песчинок?
-Почему.
- Правильно ребята, песок состоит из мелких частичек, которые когда-то очень-очень давно были частью гор, твёрдыми камнями, но потом, под действием ветра, солнца, воды, разрушились и рассыпались на мелкие частицы.
-А теперь я дам вам такое устройство, которое позволит лучше рассмотреть песок. Вы знаете, что это такое?
- Вы помните, как нужно обращаться с лупой?
- Рассмотрите песок, его можно двигать ватными палочками и скажите, какие его крупинки?
Ребята, посмотрите, я набираю в стаканчик песка и рассыпаю в контейнер, он держит форму? Значит, он какой?
- А что нужно сделать, чтобы из песка что-то слепить?
Конечно, можно слепить разные фигуры и даже животных Африки, если захотеть, правда?
-Ребята, проходите обратно на стульчик и скажите, а где мы можем увидеть животных Африки в нашем городе?
- Ребята, сейчас разделитесь, пожалуйста, на пары и подойдите ко мне.
(раздаю детям карточки «ухо-рот»). Вы помните правило работы с этими карточками?
- У вас есть несколько минут, чтобы рассказать своему дружочку о том, каких животных Африки вы видели в зоопарке или в цирке, какие они, что они делали, когда вы на них смотрели.
- Опрос детей, про кого им рассказал друг.
- Молодцы, ребята, рассказали друг другу о животных.
Но мы с вами совсем забыли про нашу игру. Мы узнали про природные зоны, но ещё не нашли животных.
Давайте вернёмся к заданию. Посмотрите на буквы, которыми написан текст. Видите здесь что-то необычное?
А давайте их выпишем?
н, Ф, о, а, р, и.
-Попробуйте составить слово из этих букв.
- Вот и подсказка! Ребята, нам для игры понадобятся Фонари. (выношу)
Вы знаете, как ими пользоваться?
Давайте вспомним, какие новые слова вы сегодня узнали
-Как же называется природная зона Африки, где очень много песка.
А природная зона, где густые, вечно-зеленые леса и живёт много диких обезьян?
А африканская степь, где растёт много
травы, встречаются отдельные островки деревьев и кустарников, пасутся зебры, охотятся львы, гуляют жирафы?
Оценка и рефлексия
- Молодцы, ребята, какие же вы сообразительные! Смогли справиться с такой игрой!
- Расскажите, вам было сложно?
- А что больше всего понравилось?
Ребята, для того, чтобы мы могли подробнее познакомиться с животными Африки и других частей света, я купила для группы карту. Вы можете подойти и рассмотреть её.