Зисерман Лидия Алексеевна
Конспект занятия «Жемчужина Сибири — озеро Байкал» в средней группе
Конспект занятия «Жемчужина Сибири — озеро Байкал» средняя группа
Цель: Познакомить детей с животным и подводным миром Байкала.
Задачи : 1. Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.
2. Познакомить детей со свойствами воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Публикация «Конспект занятия „Жемчужина Сибири — озеро Байкал“ в средней группе» размещена в разделах
4. Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю.
Материалы:
Мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Кто живёт на Байкале», запись шума волн и крика чаек, стаканчики - 2 шт. с водой, камешки, земля, раскраски нерпы, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём?
Ответы детей: Сибирь.
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в Сибири?
Ответы детей:
Воспитатель: Чем славиться Сибирь, какими природными достопримечательностями гордятся Сибиряки?
Ответы детей: Тайга, река Ангара, Байкал.
Воспитатель: Правильно! Мы живём в Сибири, в городе Зима, который не далеко расположен от Байкала! Байкал – это озеро или море?
Ответы детей:
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Байкал – самое глубокое озеро на Земле. Байкал- это очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, что её можно пить. Издавна люди с любовью относились к Байкалу и писали про него стихи и песни.
Воспитатель читает стихотворение С. Вагин «Байкал»
Среди скалистых снежных гор
Тайгою дикой окружён,
Лежит он чащей голубой.
Седым Байкалом назван он.
Вода в Байкале глубока.
Чиста вода в Байкале.
Она прозрачна, холодна.
Вкусней найдёшь едва ли!
Воспитатель: Подумайте и скажите, а всегда ли будет оставаться вода в Байкале чистой или нет. Может что – то изменится и от кого это зависит?
Ответы детей:
Воспитатель: Подумайте, что из названого засоряет, загрязняет озеро, а что, не засоряет, не загрязняет (Бумага. Камни. Целофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег).
Ответы детей:
Воспитатель проводит с детьми опыт «Прозрачная вода».
На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки
Воспитатель: (опускаю в первый стакан землю, перемешиваю) Ребята, что произошло с водой? Ответы детей:
Воспитатель: Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно. (Опускает камешки в воду) А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать о этом стакане с водой?
Ответы детей:
Воспитатель: Какая вода в первом стакане?
Ответы детей:
Воспитатель: А вода во втором стакане, какая?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая вода становится?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, чтобы вода на озере оставалась такой чистой, как мы должны, относится к ней?
Ответы детей: Не загрязнять, не бросать мусор.
Воспитатель: Правильно, беречь! Молодцы!
Воспитатель читает стихотворение «Байкал» В. Киселёв.
Есть такое озеро,
Озеро — Байкал.
Все в него влюбляются,
Кто хоть раз бывал.
Озеро глубокое,
озеро могучее.
В ясный день — спокойное,
А в грозу- кипучее.
Окружают озеро
Горы и леса,
Сверху отражаются
В водах небеса.
Есть такое озеро,
Хорошо что есть!
Нерпы, рыбы в озере
Никому не счесть!
Чудные растения,
Чудные леса,
Чудные животные,
Чудо- небеса!
Мы с тобою, озеро,
Встретимся опять,
Будем любоваться,
Будем отдыхать!
Воспитатель: Байкальские горы зачастую покрыты густым хвойным лесом. Много кедров. Кедровые орешки любят и люди, и белки, и медведи, и птицы. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о животном и подводном мире Байкала.
На мультимедийном экране представлена презентация «Кто живёт на Байкале»
1. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка)
2. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
3. Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
4. Шубка серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
5. Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… (куница)
Воспитатель коротко рассказывает о животных Байкала, мало знакомых детям.
Куница — ловкий, красивый и хищный зверек. Шубка пушистая, теплая, густая. На горле и груди есть украшение — желтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница славится своим замечательным мехом.
6. Хищный небольшой зверек
От людей живет поодаль.
На куницу он похож,
Называется он (соболь)
Соболь — ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в рыбок и поиграть.
Проводится физкультминутка «Рыбки плавают».
Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
То опять плывут в воде.
(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок.)
Воспитатель: продолжаем ребята отгадывать загадки.
7. Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль, показ слайда)
Воспитатель: Эта рыба наиболее популярна на Байкале. Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Омуль уходи в реки на нерест потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.
8. Что за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
Бледно-розова, нежна-
Студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)
Воспитатель: Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.
Воспитатель: Это животное живет рядом с водой. Она питается рыбой, любит резвиться в воде.
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезёт –
Лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)
Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах. У нерпы есть ласты и хвост
У нерпы рождаются детёныши-бельки. Нерпа спит в воде, ест рыбу, больше всего голомянку и бычков. Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде. Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.
Воспитатель: А давайте мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем. У нас будут острова (несколько матов, на которых будет нерпа отдыхать.
Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».
(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (маты).
Во время игры включаем магнитофон с записью звуков шума морских волн и крика чаек.
Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы.
Но перед этим предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Лодочка».
Две ладошки прижму
По Байкалу поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
По Байкалу поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
Рефлексия
Мы сегодня с вами побывали на озере Байкал, очень много узнали о Байкале. Какие животные живут на Байкале?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие рыбы плавают в озере?
Ответы детей:
Воспитатель: Как надо беречь жемчужину Сибири озеро Байкал?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! Вы видите какой богатый и щедрый Байкал. И чтобы не иссякли богатства Байкала его надо беречь и охранять.