татьяна иванова
Конспект занятия «Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Приобщение детей к нравственно-духовным ценностям православной культуры. Приобретение культурологических знаний для разностороннего развития детей.
Задачи. Познакомить детей с пятым днем творения. Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры. Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.
Публикация «Конспект занятия „Жаворонки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Формировать технические умение и навыки работы со стекой, наносить рисунок на хвост и крылья. Побуждать к
использованию дополнительного материала (изюм). Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.
Материал и оборудование: слайдовая презентация. фартуки, налокотники, тесто, доски, вода, стеки, салфетки, жаворонки из материала, дерево.
Аппаратное и программное обеспечение: экран, ноутбук, магнитофон с записью народной мелодии.
Ход занятия :
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, мы рады встречи с вами. Нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова:
«Здравствуй, Солнце, Слайд 1
Здравствуй, Земля,Слайд2
Здравствуйте, все мои друзья!
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо.
Посидим рядком, да поговорим ладком! Сегодня мы продолжим свое путешествие с книгой «Добрый мир». Давайте вспомним, что создал Бог в первый день? слайд 3 (Ответы детей)
- Что создал Бог во второй день? Слайд 4 (Ответы детей)
- А что появилось по велению Бога в третий день? Слайд 5 (Ответы детей)
- А что же Бог создал на четвертый день? Слайд 6, (Ответы)
А о том, что было создано Богом в пятый день, вы узнаете из этого стихотворения:
«Было тихо над землей,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом
Кит, дельфин, карась и сом.
Обрели с тех пор свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря.
Они песней славят Бога,
За любовь благодаря.»
- Так кого же Бог создал в пятый день? (Ответы детей)
- Да, но кроме птиц и рыб в пятый день Бог создал еще мелких насекомых. Но сегодня мы будем говорить о птицах.
-Какое сейчас время года?
-А скажите- ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны, в которых упоминаются птицы?
Ответы детей:
Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Жаворонок является к теплу (к траве, зяблик - к стуже, к морозу.
Ранний прилет журавлей - к ранней весне.
Журавль прилетит на наст - к неурожаю.
День стал длиннее, тает снег, набухают почки,
Прилетают птицы из тёплых краёв.
Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями - веснянками, закличками. Одну из них мы знаем:
«Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.»
Или так говорили :
«Солнышко, выгляни, красное высвети!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!»
Воспитатель: Чтобы приблизить тепло и весну давным- давно на Руси люди придумали обряд (праздник) «Закликание жаворонков». 22 марта, день весеннего равноденствия. А на Руси в давние времена старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается».
Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран (края) .
-Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?
Дети: грач, скворец, ласточка, малиновки, перепела, корольки, журавли, лебеди.
Воспитатель: А как мы их назовем одним словом? (перелетные.)
Воспитатель: Правильно. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая на наши родные просторы - это жаворонок.
И вот ранним утром донесется трель- "чри-чрии-и".
Жаворонки прилетели!
Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».
Послушайте голос жаворонка. (запись)
Воспитатель: Какой голос?
Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный.
Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом.
Физкультминутка.
Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездах»
( кладу обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)
Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музык закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
Молодцы, ребята! Жаворонки не потерялись!
Проходите на лавочки. Я продолжу свой рассказ о народном празднике.
В этот день мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек - жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи.
Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки.
- Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из теста. Вот и я, по русской традиции, рано утром проснулась, замесила тесто. А теперь предлагаю вам слепить жаворонков.
Для этого нам надо надеть фартуки и косынки, как настоящим поварам. А зачем мы это сделаем? (Ответы детей). А теперь приглашаю вам пройти в умывальную вымыть руки с мылом перед работой. (Дети моют руки).
- А теперь мы должны приготовить наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика
Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: "чри- чрии- и".
«Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.»
(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом)
- А теперь проходите к столам и присаживайтесь. Сейчас я каждому раздам по кусочку готового теста и покажу, как вылепить жаворонка.
Показ воспитателя, сопровождаемый рассказом:
- Отделим небольшой кусок теста для головы, оставшееся тесто разделим пополам и скатаем из него две «колбаски» и шар для головы. Оттянем на головке клювик и сделаем из изюминок глазки. Голова готова. Наложи одну «колбаску» на другую. Сплющиваем хвост и крылья, с помощью стеки выделяем перья. Соединяем голову с туловищем.
- Вот мой «жаворонок» готов.
Посмотрите, как настоящий! Я его сажаю на большое гнездо, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете.
Воспитатель: «Чтобы что-то сотворить
И здоровье сохранить
Технику и правила
Нужно повторить.»
Прежде чем приступить к работе, вспомните, как нужно работать стекой.
1. Клади инструмент в безопасное место.
2. Работай со стекой только на подкладной доске.
3. Будь внимателен! Не порань руку
Воспитатель: Во время лепки не забывайте о правильной осанке спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. Итак, мои дорогие, приступайте к лепке жаворонков.
(Звучит спокойная музыка. Во время работы, подбадривая детей можно повторить поговорки)
Воспитатель: «Дело мастера боится».
«Сделаю раз сто - будет все просто».
«За всякое место берись умело»
(Индивидуальная помощь, если будет необходима)
Воспитатель: Какие у вас замечательные птицы- жаворонушки. Посадите их в «гнездо». У нас получилась дружная стайка. Мы их отдам выпекать на кухню.
А уже к полднику они будут готовы и мы сможем их отведать.
дома расскажите родителям об этом обряде.
Анализ: 1. Как вы думаете, какие получились жаворонки?
2. Какое у вас появляется настроение, глядя на них?
Воспитатель: Вы отлично потрудились. Молодцы!
У наших прабабушек и прадедушек был такой обычай: дети становились в хоровод. А в руках у них были жаворонки из цветных лоскутков и все вместе звали жаворонков. И я вас приглашаю в хоровод. Посмотрите на дереве сидят жаворонки из лоскутков, возьмите себе одного и вставайте в хоровод.
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную,
Принесите нам.
Давайте, мои хорошие, тоже скажем эту закличку.
Хоровод «Жаворонки прилетели» (Звучит музыка)
Воспитатель: Я вам подарю жаворонков с которыми мы водили хоровод. Будете с ними играть в группе.
Анализ занятия :
-Что вам понравилось в нашей встрече?
-Что вам показалось трудным?
Воспитатель:
«Посидели мы рядком
И поработали ладком
Жаворонков мы слепили-
Красну- Весну пригласили!»
Мне было приятно с вами весну кликать, жаворонков лепить.