Анна Титова
Конспект занятия «Заповедные зоны России»
▼ Скачать +Заказ
Конспект учебного занятия «Заповедные зоны России»
Цель: формирование у обучающихся представлений о заповедниках, как, об особом месте охраны природы.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с возникновением и созданием заповедных зон России, пояснить причины их создания, показать значимость заповедников в жизни человека;
Публикация «Конспект занятия „Заповедные зоны России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение, расширять кругозор обучающихся, умение работать коллективно, в парах;
3. Формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру, воспитывать любовь к природе; экологическую культуру обучающихся.
Тип занятия : комбинированный
Форма занятия : занятие-экспедиция
Основные термины, понятия: «заповедник», ООПТ
Методы, приё мы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, наглядный, стихотворение, приём "Хоровой ответ", "Рефлексивный экран", мозаика "Насекомые. "
Оснащенность: толковый словарь С. И. Ожегова, альбомы, фломастеры, цветные карандаши, физическая карта России, книги о Байкале.
Ход занятия
Этапы учебного занятия Задачи этапа Содержание занятия Результат деятельности обучающихся
Организационный Подготовить и настроить обучающихся к работе на занятии Здравствуйте, дети, рада видеть вас на занятии, уверена, что оно для вас будет интересным, вы узнаете много нового! Восприятие
Проверочный Установление правильности и осознанности материала прошлых занятий, выявление пробелов и их коррекция Стихотворение
На лугу весёлый бал
Был открыт весною:
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатый танцевал
С мошкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зелёный стебелёк
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась с Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И удобно разлеглась
Под листком прохладным. Прилетел и Майский Жук
С толстою Жучихой,
И, толкая всех вокруг,
Он вошёл в весёлый круг,
Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля усами,
И плясать они пошли.
Лишь Паук сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
«Что за новоселье, —
Что еще такой за бал?»
Злой Паук не понимал
Счастья и веселья…
- О чем говорится в стихотворении?
- Название каких насекомых вы услышали?
- Что вы знаете о насекомых?
Мозаика «Насекомые»
Работа в группах. Из разрезанных частей собрать насекомое и рассказать о них. 1 группа – комар, 2 группа – майский жук, 3 группа – божья коровка.
- Что вы знаете об этих насекомых?
(дети вспоминают материал прошлых занятий, называя признаки насекомых, внешнее строение насекомых в собранной мозаике).
Обучающиеся слушают стихотворение
Обучающиеся отвечают на вопросы педагога, вспоминая материал прошлых занятий. Выполняют мозаику в группах
Подготовительный - Послушайте, пожалуйста, небольшое сообщение:
В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных, на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных, из них 40 видов прекратили своё существование в 20 столетии. В Африке численность животных разных видов сократилась в 50 раз.
- Человек истребил не только животных, но и растения. Считают, что в некоторых европейских государствах в настоящее время исчезло от 5% до 10 % видов растений.
- Известно, что только в 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём и просто в результате хулиганства.
- В последние годы ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых представителей.
- Как вы можете прокомментировать эти факты?
(дети выдвигают свои мысли, о чем идет речь в прочитанном педагогом тексте) Восприятие и понимание текста
Педагог хвалит учащихся за выдвинутые предположения
Усвоение новых знаний и способов действий
Первичная проверка понимания изученного
Итоговый
Рефлексивный
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.
Мобилизация детей на самооценку
- О чём идёт речь из прочитанного сообщения?
- Что мы делаем для того, чтобы сохранить природу? Что делает человек, для сохранения некоторых видов растений и животных?
Анаграмма
ПОДЕЗАКИНВ
- Из предложенных разбросанных букв составьте слово (Заповедник)
- Что вы знаете о заповедниках?
- Где можно узнать толкование слова "заповедник"? (обращение к "Толковому словарю" С. И. Ожегова).
Заповедник - это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.
- Запишите определение слова в тетрадь и подчеркните.
Приём "Хоровой ответ"
- Давайте все вместе повторим слово "Заповедник"
- Как вы думаете зачем люди создают заповедники? Какие виды заповедников вы знаете?
- Кто из вас догадался, над какой темой занятия мы сегодня будем работать?
- Правильно! Тема нашего занятия "Заповедные зоны России"
- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам. Сегодня особо охраняемые природные территории (ООПТ) охватывают 11,4% всей площади страны, их более 13000, но мы сможем посетить только некоторые.
- Начнем мы с истории создания заповедников в России.
Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.
Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники : в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.
В конце ХIХ века развернулось движение за создание государственных заповедников. В 1917 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский.
К 1935 году в стране работало уже более 50 заповедников. К 1951 г - 128 заповедников. В 1962 году было принято “Положение о государственных заповедниках РСФСР”, в котором заповедникам присваивался статус научно-исследовательских и природоохранных, а не хозяйственных учреждений. Заповедники стали принимать участие в международных экологических программах. Ряд заповедников был преобразован в биосферные и включился в международные исследования взаимодействия человека и природы.
- Итак, первый заповедник, который мы с вами посетим – это Баргузинский (обращение к карте).
Был создан в мае 1917 года. Баргузинский государственный природный биосферный заповедник - один из старейших заповедников России. Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя.
Северная граница Баргузинского заповедника проходит по водоразделу рек Шегнанда и Иринда, южная - по гребню водораздела левого берега реки Шумилихи, восточная - по водоразделу главного Баргузинского хребта, западная - по акватории озера Байкал на удалении 3 км от береговой линии. Протяженность Баргузинского заповедника вдоль береговой линии Байкала около 100 км.
- Итак, с каким первым заповедником мы познакомились?
- Для сохранения природы Горного Алтая был создан в 1932 году Алтайский Государственный Природный Заповедник на правобережье Телецкого озера, реки Чулышман и в его верховье. Дважды этот заповедник закрывали и вновь восстанавливали, причем каждый раз площадь его сокращалась, но теперь он один из крупнейших заповедников в России. Этот заповедник – царство озер, здесь их всего 1275 не считая мелких! Самое крупное -Телецкое озеро, второе по величине – Джулукуль, длиной 10 км. Две трети заповедника занимают высокогорные тундры, альпийские луга. Оставшаяся треть – леса с хвойными породами: лиственница, кедр, пихта. Заповедная территория представляет собой уникальное место по разнообразию биоценозов, живых организмов их населяющих.
С момента организации Алтайского заповедника было установлено гнездование редких видов птиц, включенных в Красную книгу РФ: степной орел, орлан-белохвост, серый журавль и журавль-красавка, а также большой веретенник, монгольский снегирь и седоголовая овсянка. - Итак, мы с вами побывали еще в одном заповеднике. Как его название?
- И мне бы хотелось поведать вам еще об одном заповеднике. Это Уссурийский заповедник.
- Слышали ли вы когда нибудь это название?
Уссурийский заповедник расположен в Уссурийском и Шкотовском районах Приморского края. База находится в поселке Каменушка Уссурийского района. Уссурийский заповедник носит имя академика Владимира Леонтьевича Комарова – крупнейшего отечественного ботаника
Из животного мира в заповеднике обитают кабаны, изюбры, барсуки, колоноки, белка, красно-серая полевка, рябчик, желтогорлая и седоголовая овсянки, синицы — белобрюхая и черноголовая гаички, дятлы седой, белоспинный и большой пестрый. В «Красную книгу России» занесены тигр амурский, леопард восточносибирский, мандаринка, чёрный аист, тритон когтистый уссурийский.
- Вот мы с вами и закончили свою экспедицию по заповедникам. Интересно вам было узнать новое?
- Какой заповедник был создан самым первым?
- Давайте с вами посчитаем сколько прошло лет с открытия первого заповедника.
- Отнимем 2017 год и 1917. Сколько получится?
- Так вот ребята заповедной системе России сегодня исполняется 100 лет! Это великая дата?
- После того как был открыт Баргузинский заповедник, с этого момента и идет отсчет заповедной системе России. У истоков формирования этой системы охраны природы стояли выдающиеся русские ученые, экологи. Им удалось разработать эффективные методы и формы природоохранной деятельности. За 100 лет существования заповедной системы России восстановлены популяции исчезающих видов животных, такие как зубры, соболи, каланы, а также выявлены новые виды животных и растений.
- Что вы запомнили об Алтайском и Уссурийском заповедниках?
- Как вы думаете, почему Уссурийский заповедник носит имя великого академика В. Л. Комарова?
- Какова главная роль заповедников?
- Как вы можете объяснить слова великого писателя М. Пришвина: "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину "
- Мы сегодня узнали только о трех заповедниках. Вам дома нужно будет найти информацию еще о заповедниках, на следующем занятии вы мне о них поведаете. А также найдите информацию о том, чем отличаются национальные парки от государственных заказников.
- Я вам предлагаю посмотреть на «экран». Вы по желанию выбираете себе фразу, и заканчивают ее самостоятельно.
(приём «Рефлексивный экран»).
Я понял (а, что…
Меня удивило…
Расскажу дома, что …
Спасибо за совместную работу, молодцы. До свидания, жду всех на следующую встречу!
Освоение новых знаний.
Обучающиеся составляют из букв слово.
Выдвигают предположения, что такое "заповедник", что они о них слышали.
Записывают определение слова в тетрадь.
Хором повторяют слово "заповедник"
Выдвигают свои предположения, выслушивают друг друга.
Смотрят на карту, записывают название первого заповедника.
Записывают основные факты.
Обращают внимание на карту, где педагог показывает границы Баргузинского заповедника
Записывают основные факты об Алтайском заповеднике.
Смотрят на карту, обводят границы заповедника, озер.
Дети выдвигают свои предположения.
Дети смотрят на карту.
Осознанное усвоение нового учебного материала.
Дети смотрят на иллюстрации с животными, записывают их название.
Самоутверждение детей в успешности
Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях.