Людмила Басова
Экспериментально-практическая деятельность в средней группе. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды в различных состояниях (твердое состояние, жидкое, состояние в виде пара). Показать на опытах, что вода имеет форму предмета в котором она находиться. Учить детей самостоятельно делать выводы из полученных результатов. Развивать любознательность. Воспитывать внимание, интерес к точным наукам.
Материал:
Публикация «Экспериментально-практическая деятельность в средней группе, Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Демонстрационный: кувшин с окрашенной жидкостью (чаем, термокружка с кипятком, одноразовые прозрачные стаканы, шприцы одноразовые (без иголок).
Раздаточный: одноразовые тарелки с бумажными салфетками, одноразовые ложки, кубики льда, различные формы пластмассовые для жидкости.
Предварительная работа: вместе с детьми набрали емкости воды и поставили в морозильную камеру; разучивание песни из мультфильма «Капитошка».
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы продолжим делать опыты в нашей волшебной лаборатории «Капитошка». Для этого мы достанем из морозильной камеры нашу емкость. (достаем)
Набрали мы воду, а получился… лед? Почему?. Как вы думаете?. У вас у каждого есть тарелочки с бумажными салфетками. Какие салфетки: сухие или мокрые?. Сейчас возьмите кусочек льда и положите его на сухую бумажную салфетку. Как вы думаете салфетка останется сухой?. Почему?.
Что будет происходить с нашей льдинкой мы еще увидим, а пока обратите внимание на кувшин. Мы налили вместе с вами жидкость и закрасили чайной заваркой. Место, где заканчивается жидкость я отмечу розовой полоской. (наклеиваю стикер).
У нас с вами есть одноразовые стаканы. Налейте, пожалуйста, в них жидкость. (дети наливают по очереди в пять прозрачных стаканов). Ребята, подумайте и скажите: если вылить жидкость обратно в кувшин ее будет больше, меньше или столько сколько и было?. (дети высказывают свое мнение)
-А теперь перелейте обратно в кувшин, чтобы проверить на опыте и решить кто был прав. (дети переливают жидкость в кувшин и убеждаются, что жидкости столько же сколько было, лишь стаканы стали мокрые).
В нашей лаборатории есть различные предметы. Возьмите ложки и проведем следующий опыт: наберите каждый в свои емкости жидкости. (дети выполняют) Яна, какую форму напоминает твоя форма? (лодочка) А у тебя Даша? (крышка от бутылочки) А у Тимофея? (форма цилиндра) Ребята, а вы обратили внимание, что вода очень удивительная жидкость: в какую форму мы ее наливаем, ту форму она и приобретает! Набрали мы ее в квадратную форму и заморозили – вода превратилась в лед и приобрела квадратную форму. Какой вывод мы с вами сделаем?. (дети высказывают свое мнение, что вода приобретает форму предмета в котором находиться; а в холоде жидкость еще и становится твердой- в форме льда)
-Ребята, а что произойдет, если жидкость мы нальем на стол?. (мнение детей) Давайте про экспериментируем (вместе с детьми демонстрируем; вода разливается по столу; в какую сторону наклон- в ту сторону и льется жидкость)
Капля с капелькой слетела,
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась,
вот и лужа налилась!
-Наберите жидкость в шприц. Какую форму она приобрела?. (Тимофей попробовал вылить из шприца жидкость себе на запястье – она слилась в разные стороны.
Ребенок сделал вывод: формы никакой не было и жидкость искала для себя место, поэтому стекла с руки.) А теперь встаньте и покажите как двигаются капельки (проводиться физкультминутка) :
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, Хлопки руками на каждое слово.
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. Бег.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово.
Кап-кап, кап-кап. Свободные движения пальчиками.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. Соединить руки над головой.
-Ребята, а теперь я возьму закипевший чайник и налью кипяток в термокружку. (наливаю) Посмотрите внимательно крышка в термокружке какая : сухая или мокрая?. (сухая) Теперь я закрываю крышку и пусть стоит на нашем столе. Обратите внимание на наши льдинки. Что с ними произошло?. (ответы детей)Почему?. (потому что в комнате тепло, льдинки тают, жидкость впитывается в бумажные салфетки). А теперь проверим опять нашу крышку… (открываю и показываю детям). Что произошло? Какая стала крышка?. Почему?.
-Ребята, сегодня в нашей лаборатории «Капитошка» мы провели много опытов и убедились, что жидкость : 1) приобретает форму предмета в какую ее наливают; 2) жидкость на морозе (в холоде) превращается в лед – приобретает твердое состояние; 3) если жидкость довести до кипения – она превращается в пар, приобретает газообразное состояние.
-А теперь маленькие профессора приглашаю вас на танец «Капитошки» (дети танцуют под музыку)