Светлана Панкова
Конспект занятия «Экскурсия в музей ДОУ «Русская старина» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование духовно - нравственных ценностей у старших дошкольников средствами музейной педагогики.
Задачи:
• Познакомить детей с особенностями жизни русского народа.
• Познакомить детей с предметами русского быта, с ведением хозяйства, домашней утварью, русской кухней;
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в музей ДОУ „Русская старина“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
• Привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.
• Воспитывать у детей духовно- нравственные чувства, способные вдохновить на благородные поступки.
Активизация словаря: утварь, прялка, кочерга, ухват, чугунок, крынка, коромысло, люлька, печник.
Предварительная работа: рассматривание альбома с иллюстрациями предметами быта; чтение русских народных сказок, потешек, песенок; знакомство с дидактической игрой «Лото «Предметы народного быта».
Ход экскурсии.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в музей «Русской старины», который находится в нашем детском саду. Скажите, вы знаете, что такое музей? (ответы детей).
Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ различные вещи, предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди : они долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. Чтобы иметь возможность показать их многим людям. Вы хотите его посетить? Ну что ж, тогда отправляемся в музей.
Звучит русская народная музыка, ребят встречает бабушка Дарья
(в русской народной одежде).
Бабушка: Ой, какие гости-то дорогие пожаловали! Милости просим, заходите скорей! Давайте поздороваемся с вами и познакомимся! Меня зовут, Бабушка Дарья! А вас? (ответы детей) Ой, какие красивые русские имена у Вас! Я приглашаю вас в музей нашего детского сада, а называется он «Русская старина». Проходите скорей и присаживайтесь.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Дети рассматривают общую панораму выставки.
Бабушка: Ребята, правда, здесь хорошо и уютно? Посмотрите сколько здесь незнакомых для вас вещей. Как вы думаете, что является самым главным в избе? (ответы детей). Отгадайте, о чем говорит загадка?
В избе-изба,
На избе-труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит дым народ,
А тушить не идет.
Дети: Это печка.
Бабушка: Правильно, это печь. В старой русской избе была всего лишь одна комната-горница, и почти половину ее занимала русская печка. Без печки изба - не изба. Ребята, а для чего нужна печь?
Дети: (примерные ответы детей) Для тепла. В печи готовили еду.
Бабушка: В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб-всему голова!». Голова – значит самая главная еда. Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно это любили старики и дети.
Русская печь-от нее веет теплом и уютом. По праву исстари она занимает самое важное место. Недаром говорится: «Печь - нам мать родная».
Складывали печь из кирпича, обмазывали глиной, а клал печь мастер, которого звали печник. Печка на Руси согревает, кормит, освещает, моет-парит, сушит, лечит.
Бабушка: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что означает это слово? (ответы детей).
Все, что есть в избе и сделано руками человека, называется утварью. Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. Утварь-это и посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; и различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды, предметов для личной гигиены.
Бабушка: Какие предметы вы видите около печи? (ответы детей).
Для чего они нужны? (ответы детей).
Воспитатель: Многие предметы вы знаете, они встречаются в русских народных сказках, в произведениях К. Чуковского.
Бабушка: Я предлагаю вам рассмотреть все по порядку и отгадать мои загадки:
1. Стоит толстячок
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит-
Всем чай пить велит (Самовар).
Бабушка: Правильно. Раньше говорили: Самовар кипит- уходить не велит. Чай пьешь-до ста лет проживешь.
2. Черный конь скачет в огонь (Кочерга).
Дети рассматривают предмет.
Бабушка: Кочерга или клюка представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.
3. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
Сам в угол идет (Ухват).
Дети знакомятся с тем, как пользовались в старину ухватом, как подхватывали из печи чугунок, переносили.
Бабушка: Посмотрите на полку, что расположено на ней.
Дети: Посуда. Горшок. Чугунок. Крынка. Чашка. Плошка.
Бабушка: Да, это посуда. Посуду, в которой готовили еду, изготавливали из глины, позднее появилась металлическая посуда. Посуда, из которой ели в основном была деревянная.
Питались крестьяне простой пищей, приготовленной в печи. Есть такая поговорка: «Щи, да каша пища наша», готовили так же картошку, овощи.
Нелегко жилось людям в старину, чтобы приготовить еду, постирать, помыться, нужно наносить воду из колодца. Здесь поможет это приспособление:
4. Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра… (коромысло).
Коромысло - толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками. Предназначалась для носки ведер с водой на плече. Бабушка Дарья показывает, как пользоваться коромыслом. Дети тоже пробуют нести коромысло.
Бабушка: А этот угол печным называли,
Царством женщины считали.
Здесь хозяюшки колыбельку качали,
В тепле старые, да малые обитали,
Возле печки дети играли,
На полатях в тепле спали.
А здесь располагается прялка. Для чего она нужна? (ответы детей).
Бабушка: Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа.
Женские руки к ней прикасались,
Пряжу крутили веретеном.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтоб красиво соткать полотно.
Каждая женщина в старину умела прясть. Во время работы мастерица садилась на донце, из кудели скручивала нить на веретено. Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Длинными, зимними вечерами женщины занимались рукодельем, покачивая люльку с малышом, тихонько напевали.
Бабушка: А эти предметы вам знакомы? Дети рассматривают доску для стирки, старинный утюг.
Перед вами утюг-
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
Утюг был тяжелый, справиться с этой работой было нелегко.
Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома. В свободное время он занимался поделками и мелким ремонтом, плел лапти, лукошки, резал ложки, чинил сети. Мебели в избе было немного-стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот пожалуй и все.
Бабушка: А как вы думаете, в чем раньше хранили вещи? (ответы детей).
5. У бабушки сейф он давно уж не новый,
К тому же совсем не стальной, а дубовый.
Он скромно стоит у нее в уголочке.
В нем бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платье, немножечко пряжи,
Но только не дверца, а крышка на нем
Тяжелая очень с висячим замком (сундук).
Бабушка: Одежду, ткани, украшения крестьяне хранили в сундуках вместо шкафов и тумбочек.
Бабушка: Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы посетили музей нашего садика «Русская старина».
- Вам понравилось? (ответы детей)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Я рада, что вам у нас понравилось.
- А теперь Вам пора возвращаться в свой детский сад.
Бабушка: - Ой, забыла про прянички! (вручает угощение детям)
Пряники медовые, мягкие, фруктовые,
Жуй, а не глотай – только брови поднимай.
Угощайтесь, гости дорогие.