Нина Казеева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Возвращаются птицы с теплых краев»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Возвращаются птицы с теплых краев …» Цель:
Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни через интеграцию образовательных областей «познание», «коммуникация», «социализацию», «здоровье», «музыку».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Возвращаются птицы с теплых краев“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, согласование числительного с существительным, образование существительных с суффиксами - ат, - ят, изменение существительных по падежам, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слоговой структуры слов, связной речи.
Развивающие: Обеспечить стимулирование мыслительных процессов, развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитывающие: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности; воспитание бережного отношения к природе.
Активизация словаря: перелетные, грач, скворец, кукушка, ласточка, утка, птенцы.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, музыка.
Материал и оборудование: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; слайдовая презентация к занятию о перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц»; перфокарта «Чей домик?»; мнемотаблица по составлению рассказа, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц.
Предварительная работа:
1. Чтение детям стихотворения З. Александровой «Салют весне»; экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».
2. Ознакомление детей с правилами поведения в лесу.
3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными, использование мнемотаблиц.
4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.
5. В уголке природы свободное рассматривание иллюстраций перелетных птиц.
6. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые гнезда и ремонтируют старые, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.
Непосредственная образовательная деятельность
Эмоциональный настрой детей на образовательную деятельность.
Воспитатель: - Давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
Воспитатель: - Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
Воспитатель: - Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: - Что происходит весной в природе?
Дети. Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают с теплых краев птицы.
Игровая обучающая ситуация «Путешествие».
Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, какие птицы возвращаются домой.
Воспитатель: - Для путешествия нужно одеться по погоде. Какая погода за окном?
(ответы детей)
Воспитатель: - А как же мы доберёмся до леса? Давайте отправимся пешком!
(Дети становятся парами, делают круг, проходят на стульчики).
Воспитатель: - Вот мы и в лесу. (Появляется видеоизображение весеннего леса) (1слайд)
- А где же наши птицы? (звучат голоса птиц - аудиозапись)
Воспитатель: - А вот и слышны их голоса. Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетают, нужно отгадать загадки.
Игровые технологии:
Дидактическая игра «Отгадай загадку». 1. Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней.
Воспитатель: - Кто это? (грач) (На экране появляется изображение грача) (слайд 2)
Воспитатель: - У вас в руках таблички красного и синего цвета. На первый и последний звук в названии птицы поднимаем табличку. Для начала вспомним, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными.
Дети. Звуки, которые при произношении встречают преграду, называются согласными. Звуки, которые поются - гласными.
Воспитатель: - Какой звук в слове грач первый? Если он гласный – поднимаем красную
табличку, если согласный – синюю.
2. Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы,
И будем слушать по утрам,
Как весело поют.
Дети: скворцы (На экране появляется изображение скворца) (слайд 3)
Воспитатель: - Какой звук в этом слове первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.
Воспитатель: 3. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. Дети: Ласточка
(на экране появляется изображение ласточки) (слайд 4)
Воспитатель: - Какой звук первый в слове ласточка? Поднимаем табличку. 4. В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там, то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка)
(На экране появляется изображение кукушки) (слайд 5) Воспитатель: - А какой звук первый в слове кукушка? Поднимаем табличку. 5. Загадка эта непростая:
Летела к югу птичек стая,
Вожак всё крякал и сопел.
Кого ж на юг вести хотел?
Дети: Утки.
(на экране появляется изображение утки) (слайд 6)
Воспитатель: Какой звук в этом слове первый? Поднимаем табличку. - Вот и встретили мы этих перелетных птиц Средней полосы. С другими мы познакомимся в другой раз. Но некоторые из наших птиц никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем. Но для начала поиграем с пальчиками. Игра с пальчиками «Птицы».
Из скворечника торчат - большой палец соединяем с указательным;
Клювы маленьких скворчат - большой – средний;
Клювы раз, - большой – безымянный;
Клювы два, - большой - мизинец;
Лапки, лапки - голова. Машут крылышками (руками) и кружатся.
Перфокарта: «Чей домик?» (слайд 7)
Воспитатель: - Перед вами ватман, подойдите и соедините стрелочками птиц с их домиками.
Воспитатель: - Какие птицы здесь изображены?
Дети. Грач, ласточка и скворец.
Воспитатель:- Молодцы! Дидактическое упражнение «Что лишнее?» (слайд 7)
Воспитатель: - Что на картинках лишнее?
Дети: - Собака и конура.
Воспитатель: - Почему вы так считаете?
Дети: - Грач, ласточка и скворец – птицы, а собака – домашнее животное.
Дидактическая игра «Перелётные – зимующие».
Воспитатель: - Вот мы и расселили наших птичек. И пока они обустраивают свои дома, поиграем в игру. У нас будет две команды, одна команда отбирает перелётных птиц, а другая – зимующих. Какие птицы зимуют у нас, а какие прилетают только весной? (Картинки с птицами разложены на столе).
Воспитатель: - Теперь обратите внимание на экран. Проверяем правильные ответы (слайд 8 - зимующие, 9 - перелётные).
Физ. минутка «Птицы».
Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.
Десять птичек - стайка. 3 шага.
Все известны для детей:
Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.
Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.
Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.
Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.
Это птичка - свиристель, Левую руку - в сторону.
Это - зяблик, это - стриж, 4 хлопка.
Это - развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.
Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.
Птички, птички, по домам! Полетать по залу.
Игра по РТВ (развитию творческого воображения) «Чего не бывает?»
- Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
- Птенцы высиживают яйца.
- Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
- Дети сделали для утки скворечники.
- Тело птицы покрыто шерстью.
- Птенцы строят гнезда.
- Скворец живет в будке.
(Ответы детей)
Работа с мнемотаблицей - «Ласточка».
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, кто это? (слайд 10 ласточка с раненым крылом)
Дети. Ласточка.
Воспитатель: - Давайте у неё спросим, почему она плачет.
Дети. Ласточка, что случилось?
Голос из-за двери отвечает: «Меня чуть не съела кошка, еле- еле улетела, но моё крыло…».
Воспитатель: - Давайте поможем ласточке. Для этого составим по таблице рассказ о ней.
Воспитатель: - Отлично! У нас получился хороший рассказ.
Обращаюсь к ласточке: «Тебе понравилась, ласточка?» Ласточка отвечает: «Спасибо, ребята, теперь я могу лететь к своим друзьям!»
РЕФЛЕКСИЯ
Подошло к концу наше путешествие, возвращаемся в детский сад. (Дети идут парами по залу, экран убирается).
- О чём мы сегодня говорили?
- Каких птиц называют перелётными? - Какая тебе игра понравилась? Почему?
СПАСИБО, вам дети за доброту и любовь к природе, птицам!