Александра Гаршина
«Зимующие птицы». Конспект занятия во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления детей о зимующих птицах.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, сорока, голубь, снегирь, синица, с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;
Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по окраске и размеру;
Развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.
Материалы и оборудование: Предметные картинки: воробей, сорока, голубь, снегирь, синица; картина с изображением зимующих птиц на кормушке; фланелеграф; кормушка, корм для птиц (пшено, хлеб, сало, ватные палочки, краски-гуашь.
Предварительная работа.
рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений.
Ход ОД:
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Давайте поздороваемся с солнцем и птицами:
«Доброе утро, солнце и птицы!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Посмотрите, ребята, друг на друга!
Подарите улыбку друг другу!»
1. Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Все ли птицы улетели в теплые края?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ребята, вы правы, не все птицы улетели в теплые края! Давайте узнаем, кто не улетел. Нам нужно переместиться в зимний лес. Закрывайте глазки, я скажу волшебные слова: «У-ру-ру, А-ра-ра, в лес попала детвора!» Открывайте глазки! (попадают в лес). (Звуки леса)
Посмотрите ребята, на дереве есть письмо! Вам интересно узнать от кого оно?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте прочтем его! (открывает конверт, на котором нарисована воробей). Ребята, а здесь загадка, я вам ее загадаю, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я — бывалый. (воробей).
Воспитатель рассматривает картинку воробья вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается воробей.
А сейчас я буду загадывать загадки, вы будете находить картинку на столе и прикреплять к дереву.
Посмотрите на балкон.
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
пролетит любой маршрут. (Голубь)
Воспитатель рассматривает картинку голубя вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается голубь.
- Послушайте стихотворение про голубя:
Стайка серых голубей
К нам на крышу прилетела,
И теперь нам веселей,
Каждый день у нас есть дело:
Крошки хлеба, со стола,
Мы в ладошки собираем,
И из дома выходя,
Голубям своим бросаем!
Прилетает к нам зимой.
Яркий, шустренький такой,
На рябине он сидит,
Алой грудкой знаменит. (Снегирь)
Воспитатель рассматривает картинку снегиря вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.
Послушайте, стихи про снегиря:
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой.
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоньке
Весело снуют.
Гусениц мороженых
Яблоки клюют.
Целый день она стрекочет и летает
И блестящие предметы похищает.
Эта хищница коварна и жестока,
Белобока длиннохвостая (сорока).
Воспитатель рассматривает картинку сороки вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается сорока.
Я зимой люблю кормушки,
Как на ёлочках игрушки,
Если поклевать хочу,
От одной к другой лечу.
Жёлтогрудая я птичка,
И зовут меня… (синичка).
Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.
Воспитатель: Смотрите, сколько здесь птичек получилось!
Каких больше всех живёт в нашем городе?
Дети: голубь, воробей, снегирь, сорока, синица.
А как можно назвать их одним словом? Зимующие птицы (садимся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?
Дети: У всех птиц есть голова, глаза, клюв, крылья, хвост, лапки
Воспитатель: - Зачем птицам крылья? (лететь)
- Зачем птицам клюв? (есть, пить)
- Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки).
Воспитатель: А чем отличаются эти птицы друг от друга?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, ребята! Воробей и синица поменьше, а голубь и сорока по больше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синички желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, снегири на веточках рябины.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Голоса птиц».
Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (сорока «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «гл –гл –гл, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).
- А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Как много рассказали мне о птицах! Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые птички (надевает ободки зимующих птиц)
Физминутка "Скачет шустрая синица"
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку,
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Воспитатель: птички попрыгали, размялись, им захотелось от этого кушать. Давайте расскажем, чем же питаются птицы в зимний период? Может им кто-то может помочь?
Дети: Да! Люди!
Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами можем накормить птиц?
Дети: Хлебом, зерном, семечками, орешками.
Воспитатель: Правильно, ребята, зимой люди подкармливают птичек крошками хлеба, семечками, зерном, орешками.
Показ, демонстрация кормушки.
Воспитатель: Смотрите, что я вам принесла! Что это?
Дети: Кормушка!
Воспитатель: Правильно! Люди делают кормушки для птиц и вывешивают их на деревья зимой. Как вы думаете зачем? (ответы детей) зимой очень много птичек погибают от голода и холода. Насекомых, которыми они питались в теплое время года (жучки, кузнечики, нет, они спрятались под толстым зимним одеялом.
Какие слова мы с вами знаем «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Только мы с вами, люди, можем им помочь!
Воспитатель: Давайте поможем приготовить корм нашим птичкам. Пройдем на полянку «Рисования». Перед вами лежат кормушки для птиц. Мы нарисуем птичкам корм красками и ватными палочками, методом тычка. А перед тем, как мы начнем, давайте поиграем!
Рисование.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Птички нам говорят:
Всем огромное спасибо!
Воспитатель: Ребята, теперь из волшебного леса нам нужно вернуться обратно в наш детский сад. Закрывайте все глазки, я скажу волшебные слова: «У- ру-ру,А –ра – ра, в детский сад возвращается детвора!» Открывайте глазки! Вот мы и в нашей группе!
Рефлексия:
1. Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
2. Каких зимующих птиц вы запомнили?
3. Что мы рисовали для птиц?
4. Каким методом рисовали?
Воспитатель: В благодарность за то, что вы приготовили птицам корм, они передали вам раскраски!