МААМ-картинки

Семинар-практикум «Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»

Людмила Зайцева
Семинар-практикум «Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: систематизация знаний педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста, методов и приёмов работы профилактики и преодоления агрессивного поведения в условиях ДОУ и семьи.

Предварительная работа

1. Изучение материалов по преодолению агрессивного поведения детей

2. Составление сценария семинара-практикума, презентации

3. Подготовка материалов для мероприятия, памяток для педагогов, родителей

4. Размещение на сайте ДОУ, в информационных уголках консультаций, памяток для родителей по вопросам агрессивного поведения детей, путей преодоления агрессии.

5. Анкета для педагогов «Выявление агрессивности у ребёнка»

Ход семинара-практикума

Игра «Попкорн» с использованием пособия «Парашют»

Цель: сотрудничество и сплочение педагогов, снятие психоэмоционального напряжения, улучшение эмоционального состояния, формирование позитивного настроя на работу.

Содержание: играющие натягивают парашют, помещают мячи в центр и делают «волны».

Правила игры: Задача играющих - не растерять мячи.

Сообщение темы и цели семинара-практикума.

Проблема детской агрессивности является актуальной как для педагогов, так и для родителей. Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И взрослым, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях

- Что является агрессией и агрессивным поведением?

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Выплескивая их, он, таким образом, борется за свое психологическое выживание

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это крик ребёнка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций.

АГРЕССИЯ есть активная форма проявления эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

АГРЕССИВНОСТЬ – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивные дети не только сами наделены враждебными намереньями, но часто имеют склонность приписывать враждебные намеренья окружающим людям, с которыми они общаются, даже не думая причинять им вред. Если ребёнок агрессивный, то он и мир вокруг видит таким. Дети не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка»

Цель: выявить умение выделять характерные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение.

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой подгруппе выдаются карточки с характеристиками агрессивного ребенка, участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребёнка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Характеристика агрессивного ребёнка

1. Толкает, ломает, рушит всё кругом

2. Слишком говорлив

3. Чрезмерно подвижен

4. Не понимает чувств и переживаний других детей

5. Часто ругается со взрослыми

6. Создает конфликтные ситуации

7. Перекладывает вину на других

8. Суетлив

9. Часто теряет контроль над собой

10. Часто дерётся

11. Не может адекватно оценить свое поведение

12. Имеет мускульное напряжение

13. Часто специально раздражает взрослых

14. Мало и беспокойно спит.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании своевременной и посильной помощи ребенку.

Виды агрессии

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

Это могут быть: укусы, нападение на другого ребёнка и нанесение ему физической боли (драка, уничтожение или порча чужих вещей, разрушение продуктов деятельности другого

2. Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки, а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и др.)

3. Вербальная агрессия - направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях.

Это могут быть крик, визг, ссора, жалобы, угрозы, ругань.

Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилками («Ябеда-корябеда», «Поросенок»).

Экспрессивная агрессия – угрожающая или оскорбительная интонация, мимика, жесты, позы.

Аутоагрессия – агрессия, направленная на себя. Проявляется в самообвинении, самоуничтожении, нанесении себе телесных повреждений.

Причины появления агрессии у детей

1. Семейные причины агрессивности ребёнка: неприятие ребёнка, напряжённый эмоциональный климат в семье, неуважение к личности ребёнка, имитация поведения взрослых, чрезмерный контроль, недостаток внимания.

2. Личные причины агрессивности: запрет на физическую активность, особенности темперамента, возрастные кризисы

Главная причина агрессивного поведения детей – равнодушие к эмоциональному миру ребёнка. Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующее:

ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Заметив, что партнер, сверстник расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»;

привлечение к себе внимания (например, мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем естественно привлекает к себе внимание);

защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть о стенку);

стремление получить желаемый предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Таким образом, агрессия не возникает сама по себе, она появляется вследствие чего – то. Дети зачастую проявляют агрессию, потому что не знают других способов выражения своих негативных чувств. Задача взрослых – научить ребёнка выходить из конфликтных ситуаций или освобождаться от гнева приемлемыми способами, не причиняя вреда и беспокойства окружающим.

10 условий, которые способствуют снижению детской агрессии

1. Удовлетворение потребностей ребёнка.

2. Баланс контроля, опеки взрослых и возможности проявлять самостоятельность.

3. Наблюдение конструктивных отношений между значимыми людьми.

4. Здоровые семейные формы выражения агрессии.

5. Отсутствие насилия со стороны взрослых и сверстников.

6. Возможность действовать спонтанно и целиком отдаться своему занятию.

7. Соблюдение личных границ ребёнка другими людьми.

8. Преобладание позитивных эмоций над негативными.

9. Физический комфорт, правильный режим питания, отдыха, одежда по сезону.

10. Опыт доверительных отношений со взрослыми и ровесниками

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

Снижение уровня личностной тревожности.

Формирование осознания собственных эмоций, чувств других людей

Развитие позитивной самооценки.

Практическое задание

«Способы преодоления агрессии»

Педагогам даются цветные воздушные шары (по 2 шара каждого цвета, на которых в соответствии с первой буквой цвета необходимо написать конструктивные на одном шаре и деструктивные на другом шаре способы выражения агрессии (например, «красный» - кричать, кипятиться; на другом шаре - купаться, красить)

Приёмы, которые помогут снизить агрессию у детей

«Исчезновение»

Попросите ребенка нарисовать водой на бумаге то, что вызывает у него агрессию, а затем понаблюдать, как бумага высыхает и источник гнева испаряется, исчезает.

Предложите написать или нарисовать на бумаге все злые слова, которые ребенок хочет сказать кому-то или в адрес определенной ситуации, а затем велите разорвать бумагу на мелкие клочки.

Помогите ребенку написать или предложите нарисовать письмо гнева, а затем вместе с ребенком привяжите его к воздушному шару и выпустите в небо.

Прервите агрессивное поведение ребенка неожиданным действием. Например, свистните в свисток, внезапно пробегитесь в сторону от ребенка, наклонитесь и скажите шепотом ему в ухо любое слово, которое не относится к ситуации (например, «кошка»).

Для преодоления детской агрессии важны:

внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, обязательность, доброта, ласка, забота, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежда и любовь

Как помочь агрессивному ребёнку?

Существуют 3 направления:

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева

Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Способы профилактики агрессивного поведения детей

Вовлечение детей в игровую и творческую деятельность

Сообщение детям, что нужно уметь постоять за себя

Обучение детей навыкам общения и взаимодействия

Проведение с детьми простых форм релаксации

Наказание всей группы детей, если несколько из них подрались.

Вовлечение детей в создание правил поведения в группе

Знакомство детей с различными эмоциональными состояниями, обучение детей умению распознавать их проявления

Обучение детей приёмам управления гневом, перенаправления агрессивных импульсов (бить подушку, активно двигаться, выразить голосом, сообщить словами пр.)

Правила, способствующие снижению детской агрессии

Будьте внимательны к чувствам и желаниям ребенка.

Адекватно оценивайте возможности ребенка.

Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь.

Предоставляйте ребёнку самостоятельность в делах, которые ему по силам.

Умейте идти на компромисс.

Будьте последовательными в воспитании ребёнка.

Помните: в сложной работе - быть родителем - не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь малыша.

Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

Как говорить с родителями о плохом поведении ребёнка

(Рекомендации педагогам)

Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.

Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед

разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.

Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна - развивать ребенка.

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта. Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск

решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль "адвокат"».

Техника «От негатива к позитиву».

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они незначительные.

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем».

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества».

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы.», «Я прошу.». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:

- «Вы не замечали, что в последнее время.»;

- «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:

- «Вы знаете, меня очень тревожит, что.»;

- «Я начинаю беспокоиться.»;

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов.

Например, скажите:

- «Давайте вместе попробуем поступить.»;

- «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в.»;

- «Мы с Вами могли бы помочь … в.»;

- «Как мы можем помочь Вам в том чтобы.».

Техника «Речевой стиль "адвокат"».

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:

- «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;

- «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;

- «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;

Рекомендации педагогам и родителям эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением

Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.

Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности,а не свои желания.

Старайтесь избегать обидных высказываний в собственной речи и правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение.

Таким образом:

Агрессивность присуща всем людям.

Избавиться полностью от агрессивности невозможно.

Агрессивность имеет свои отрицательные и положительные стороны.

Агрессивность в определённых пределах необходима любому человек. у

Семья играет ведущую роль в формировании детской агрессивности.

Лучшее «лекарство» для преодоления детской агрессии - это внимание, понимание, требовательность, ответственность и терпение.

Формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 22:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Зайцева (УИ 182977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД