Анастасия Назарова
Конспект занятия во второй младшей группе «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Цель: Знакомство детей с народной тряпичной куклой.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Закреплять и обогащать знания детей об игрушках. Знакомство с самодельной народной куклой. Развитие интереса к русскому народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия во второй младшей группе „Народная игрушка, Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать связную речь, умения строить предложения, размышлять. Упражнять в образовании новых слов, в правильном употреблении относительных прилагательных.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать уважение к русской культуре. Воспитывать любознательность, умение раскованно держать себя в любых обстоятельствах. Воспитывать желание и умение использовать фольклор в жизни.
Словарная работа: тряпичная кукла, кукла – берегиня, безликая, оберег.
Оборудование: сундучок, матрешка, Дымковская игрушка, соломенная игрушка, тряпичная кукла, тряпичная кукла на каждого ребенка, наряды для куклы на каждого ребенка, матрешка разрезная, аудио сопровождение на физкультминутку, занятие.
Ход занятия
Воспитатель: Дети! Сегодня к вам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.
-Я, приготовила для вас сегодня увлекательное занятие, а для этого мне поможет вот этот сундучок.
-Хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
Посмотрите что в нем, это куклы.
-Сегодня расскажу вам о игрушках, с которыми любили играть дети с давних времен, ваши прабабушки прадедушки.
Воспитатель достает с начало матрешку.
- Как называется эта игрушка? (Матрешка)
-А из какого материала она сделана? (Дерева)
-Правильно. Значит она деревянная.
Следующая игрушка, соломенная кукла.
-Что это за игрушка? (Соломенная кукла)
-Из какого материала она сделана? (Солома)
-Правильно значит она соломенная.
Следующая игрушка Дымковская барышня.
-Что это за игрушка? (Дымковская Барышня)
-Правильно. А из какого материала она сделана? (Глина)
-Правильно, глина. Глиняная.
-А сейчас мы поиграем в игру собери матрешку.
Дидактическая игра «Собери матрешку».
На мольберте разрезная матрешка на 4 части, дети вместе собирают.
Далее воспитатель с детьми продолжает изучать содержимое сундучка. Воспитатель достает последнюю тряпичную куклу.
-Эта кукла сделана из разных тряпок.
- Значит она какая? Тряпичная.
-Повторите «тряпичная».
-Сегодня мы с вами поговорим о русской кукле – оберег или берегиня (показывает куклу - самоделку).
-Обратите внимание, что кукла сделана из разных тряпок и перетянута красной нитья. При изготовлении обереговых кукол использовали красную нить, так как красный цвет является цветом оберега. Также у куклы есть фартук и цветной платок. Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки.
В старину игрушки для детей делали своими руками.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы. В старину, в каждом доме, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Они могли защитить человека от злых сил, и принимать на себя болезни и несчастья. Кукол берегли и передавали из поколения в поколение.
Посмотрите внимательно на эту куклу и скажите, что необычного в ней? Может чего-то не хватает? (ответы).
- Правильно вы заметили, что у куклы нет лица. Таких кукол называют безликими, т. е. без лика, без лица.
-Повторите «безликие».
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Считалось, что кукла с лицом может навредить ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Физкультминутка «У Маланьи….»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Пять сыновей (пять пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (любое движение).
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика.
Проговаривая слова, пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать. Начинайте с большого пальчика.
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Это вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Наряжаем куклу
На столе, на каждого ребенка лежит кукла- берегиня.
-Ребята, посмотрите у каждого есть кукла-берегиня, нам необходимо нарядить куклу в юбку, платок и фартук.
-Перед вами разные тряпочки, с начало куклу наряжаем в юбку, так как при изготовление кукол- берегинь не используют иголки, сегодня мы будем лепить на липучки, затем с верху на юбку лепим фартук, а затем платок на голову, также лепим на липучки.
-Какие у вас получились красивые куклы, какие вы молодцы.
- Дети, я предлагаю посмотреть на свою куколку и назвать её ласковым именем.
Игра «Назови имя ласково»
Каждый ребенок дает своей кукле ласковое имя.
- Ребята, что же можно делать с новой куклой? (Играть, гулять)
Рефлексия.
-С какой куклой вы сегодня познакомились? (Тряпичная кукла)
-А как называют куклу без лица? (Безликая)
-А, что вам понравилось больше всего? Ответы детей