Наталья Марушкина
«Наши соседи хакасы». Конспект занятия во второй младшей группе по поликультурному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: “Наши соседи Хакасы”
Программное содержание:
1. Познакомить детей с национальными особенностями Хакасии;
2. Расширять кругозор и эстетическое восприятие;
3. Воспитывать дружеские чувства к людям автономных республик.
Словарная работа: Хакасия, орнаменты, самобытная одежда.
Публикация «„Наши соседи хакасы“, Конспект занятия во второй младшей группе по поликультурному воспитанию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Материалы и оборудование: Фрагмент мультфильма «Люди разные – страна одна»; альбом «Орнаменты Хакасии»; презентация «Река Абакан»; запись хакасской народной песни «Айдым»; шапка от костюма медведя, силуэты рукавиц с нанесенным орнаментом, карандаши или фломастеры.
Ход занятия.
- Дети, посмотрите какие у нас сегодня гости. Их зовут Тарина и Алатай
Они очень непохожи на нас с вами. И одежда у них другая, и имена… Это потому, что живут они в республике Хакасия. Они наши соседи и друзья. Хотите узнать про их республику?
Показ мультфильма о Хакасии.
Абакан – это столица республики Хакасии. Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен.
Послушайте легенду:
показ презентации «Река Абакан»
“Давным давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь). На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий…. Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан – медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители”.
В Хакасии много медведей, они живут в лесах Хакасии. А маленькие дети играют в игры про медведей. Вы хотите поиграть в Хакасскую народную игру?
Физминутка: Хакасская народная игра “Медведь и пень»,
под запись хакасской народной песни «Айдым»
/Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.
Понравилась вам игра? А как он называется? Пока мы с вами играли звучала музыка. Вы не заметили в ней что-то необычное? (Непонятная речь). Давайте еще раз послушаем. Это песня исполняется на Хакасском народном языке.
- А вы обратили внимание, какие узоры на одежде наших гостей.
- Эти узоры называются орнаменты. Как называются эти узоры? /ответы детей/
Рассматривание альбома «Орнаменты Хакасии»
Посмотрите, какая нарядная одежда в Хакасии. Там, где они живут водится много разных зверей, поэтому на одежде много меха. Одежда этих людей очень красива и разнообразна.
Женщины в хакасии любят заниматься рукоделием: шить, вышивать.
Воспитатель читает стихотворение «Варежка» Я. Тисперекова.
«Луна глядит в окошко,
В дрожащее от вьюги …
Повышивать немножко
Уселись две подруги.
В избушке свет включили,
Чтоб не терять иголки.
Потом достать решили
Все нитки с верхней полки.
Поют и вышивают
В избушке две девицы
И словно оживают
Жарки на рукавицах
Тепло цветов согреет
Когда – нибудь любимых….
Так пусть жарки алеют.
И прогоняют зиму. /Перевод В. Данилюка/
Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц. Давайте поможем Тарине, раскрасим ей рукавицы, чтобы она могла гулять на морозе.
Работа детей:
Дети раскрашивают растительный орнамент на силуэте рукавиц.
Подведение итогов:
Очень красивые и необычные рукавицы вы сделали для наших гостей. Теперь им не страшны морозы.
А кто запомнил, из какой республики наши гости?
Чем они не похожи на нас с вами? (Одежда, имена, речь).
Мы с ними разные, но живем в одной большой стране России, дружим и уважаем друг друга. Давайте пригласим Тарину и Алатая в группу, что бы и они могли получше познакомиться с нами.
Интернет ресурсы:
https://festival.1september.ru/
https://images.yandex.ru/
https://khakasia.jimdo.com/