Светлана Малахова
Конспект занятия «Вместе с вами загляну я, ребята, в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: развивать наглядно-образное мышление, восприятие внимания, память, воображение; воспитывать трудолюбие к старинным русским традициям, обычаям; закрепить умение работать с соленым тестом, лепить баранки; продолжать знакомить детей с традициями русского народа, его бытом.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, слушание русской народной музыки, знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Обогащение словаря: изба, лоскутное одеяло, горница, прялка.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки, макет русской избы, соленое тесто, доски для лепки, салфетки.
Публикация «Конспект занятия „Вместе с вами загляну я, ребята, в старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Ход занятия
Сегодня мы с вами совершим путешествие. Давайте возьмемся за руки (дети идут по кругу)
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише-тише, не бегите
Карусель остановите.
Воспитатель накидывает на плечи шаль.
Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные, красивые и молодые, застенчивые и боевые.
Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте»! А что означает это слово? Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
Ребята вы пришли ко мне в гости, а живу я в избе. А Вы помните, что такое изба? Правильно это дом, построенный из бревен. Я расскажу вам про наше житье – бытье, как на Руси матушке жили - поживали.
Ну а теперь скажите, куда я вас пригласила? (Рассматривание макета «Русская изба»).
Правильно в горницу, то есть в комнату.
А что это такое? (показывает на лоскутное одеяло) Правильно это одеяло. А чем оно необычно? Оно сшито из мелких лоскутков, поэтому его и называли лоскутным.
Ребята, посмотрите, что стоит в углу. Это прялка, с ее помощью женщины пряли пряжу, а потом вязали теплые вещи.
Скажите, какой предмет занимает больше места в избе? Правильно печь. Печь в крестьянской семье любили, ласково называли кормилицей, матушкой. Какие пословицы и поговорки вы знаете про русскую печь? («матушка печка, укрась своих детушек», «Печка кормит, печка греет, печка мать родная»).
Печь была самой главной вещью в доме. Для чего же нужна была печь в избе? В ней кушать готовили, она и дом согревала, и от болезней всех «лечила», на ней спали и одежду сушили.
А как вы думаете, чем топили печь?
Ребята я уже печь истопила, тесто поставила, а испечь не успела, поможете мне баранок налепить, а потом чай вместе попьем.
Дети садятся за столы, им раздается по кусочку соленого теста.
Пальчиковая гимнастика
Мы печем пшеничные
Пирожки отличные. ( Движение по тексту: дети изображают лепку, пирожков).
Кто придет к нам пробовать
Мама, папа, брат, сестра
Пес лохматый со двора (дети загибают пальцы поочередно в кулак, начиная с большого)
Тесто замесили
Сахар не забыли
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Детям напоминается, что они должны разделить кусок на 2 равные части. Посчитать количество полученных кусочков, затем берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень, и отправляем в печь.
Ребята на Руси люди любили играть в игры, танцевать в свободное время, вот и мы с вами, пока пекутся наши баранки, поиграем в русскую народную игру "Заря -зарница". Выбираем водящего с помощью считалки. Играющие стоят в кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Ведущий за кругом. Все и дут хороводом и поют.
Заря-зарница, Красная девица,
По полю ходила, Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные,
Один, два, три - не воронь,
А беги как огонь!
На последние слова водящий, останавливается. И тот около кого он остановился бежит с водящим в разные стороны. Кто первым возьмет освободившеюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся становится водящим.
Ребята я приготовила для вас викторину. Итак, слушайте отрывок из сказки и назовите название этой сказки. Если правильно назовете на экране откроется картинка.
Прибежал к избушке и запел толстым голосом. Вы детушки вы козлятушки отопритесь, отворитесь, ваша мать пришла. (Волк и семеро козлят).
Ступай вон, косой не хочу, с тобой жить и выгнала зайчика. Сидит он плачет, горюет, слезы утирает. Тяф-тяф, о чем плачешь (Зайкина избушка) (Кто помог зайчику выгнать лису)
Пришла она в самую глушь, видит, стоит, избушка постучала, в дверь никто не отвечает, толкнула дверь Дверь открылась. Кто же здесь живет, думает девочка. Чей это стул? (Большой, средний и маленький).
Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Пришла в деревню и стучит в избу. Пустите меня переночевать. У нас и без тебя тесно. Я вас не потесню. Сама лягу на лавочку хвостик, под лавочку, а скалочку под печку. (Лисичка со скалочкой).
Прибежала мышка норушка, зайка побегай-ка, волчок серый бочек, лисичка сестричка. Медведь: пустите и меня.
Ребята, пока мы с вами играли, наши баранки уже испеклись. Поставить на стол баранки и попросить ребят подуть на баранки, чтобы они скорее остыли. Ребята дуют и удивляются, что баранки совсем настоящие.
Ребята, давайте возьмемся за руки, пока наши баранки остывают, мы вернемся домой.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише-тише, не бегите
Карусель остановите.
Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали?