Елена Набиркова
Конспект занятия «В тридевятом царстве, цифровом государстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: гармоничное развитие умственных и творческих способностей детей, позволяющее раскрыть потенциал ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- формировать навыки быстрого и правильного счета;
- способствовать увеличению объёма долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
- развить практические навыки логического мышления детей посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного
мозга;
--развивать воображение, творческое мышление;
- повысить способность к концентрации.
Воспитывающие:
Публикация «Конспект занятия „В тридевятом царстве, цифровом государстве“» размещена в разделах
- воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения
техники ментального счета;
- развитие лидерских качеств.
Предварительная работа: счёт на абакусе, ментальный счёт, решение логических задач, проведение дидактических игр «Составь фигуру из счетных палочек», «Назови соседей», «Лабиринты», «Найди место», «Соедини правильно».
Методы и приемы: художественное слово, беседа, вопросы к детям, указания, объяснения, сюрпризные моменты, дидактические игры, музыкальная игра, игровые упражнения, динамическая пауза, создание игровой ситуации. демонстрация наглядных пособий.
Материалы и оборудование: геометрические фигуры: большие и маленькие розовые квадраты, зеленые треугольники, синие круги; судоку; схематическое изображение лестницы; карточки с изображением 0 и 1; карточка с изображением числа 10; счетный материал; листы А4 для ковриков; схематичное изображение геометрических фигур для рисования карты; карандаши цветные; маркеры; «волшебные экраны»; трапеция; таблица Шульте.
Структура и методические приемы:
I. Вводная часть – 3 мин.
а) сообщение темы занятия.
II. Основная часть – 15 мин
а) путешествие по дорожке из геометрических фигур;
б) нахождение «соседей» дней недели, времен года, чисел;
в) числовая лесенка;
г) кинезиологическая гимнастики;
д) судоку;
е) гимнастика для глаз.
III. Заключительная часть – 2 мин.
а) подведение итогов;
б) рефлексия.
Ход занятия
I. Вводная часть
Воспитатель: Послушайте, ребята. В некотором царстве, цифровом государстве, жили были цифры. Всё время они спорили, кто же из них всех больше, и смеялись над нулем и единичкой, ведь они были самыми маленькими. Обиделись ноль и единичка, и решили уйти из цифрового царства. Хорошо это или плохо? Что же нам делать?
Дети: Плохо, потому что мы не сможем считать.
Воспитатель: Давайте мы их вернем, но дорога нам предстоит трудная. Сначала нужно правильно построиться. Первым встает Никита, последним Сережа, третьей Варя, впереди неё Дима, сзади Оля, впереди Сережи Соня, за Олей Артем, впереди Сони Тася.
II. Основная часть
Воспитатель: Готовы? Отправляемся в путь. Дорога наша трудная, а вот и первое задание.
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: 7
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: пятница.
Воспитатель: Какой вчера был день недели?
Дети: Четверг.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какой завтра будет день недели?
Дети: Суббота.
Воспитатель: Какое число сегодня?
Дети: 15.
Воспитатель: Какой месяц сейчас?
Дети: февраль
Воспитатель: Назовите соседей февраля.
Дети: Январь, Март.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Устали? Давайте отдохнем.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Я вижу впереди необычную лестницу.
Воспитатель: Ступенька какого цвета находится между зеленой и синей?
Дети: Оранжевая.
Воспитатель: Ступенька какого цвета находится под зеленой ступенькой?
Дети: Красная
Воспитатель: Ступенька какого цвета находится над зеленой ступенькой?
Дети: Белая.
Воспитатель: Молодцы! Но чтобы нам на нее подняться, нужно показать, какие
мы с вами сильные и ловкие.
(Кинезиологическая гимнастика КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ.)
Воспитатель: Вот и поднялись на лестницу. Впереди я вижу необычные квадраты. Это судоку. Вам нужно будет расположить цифры в рядах и столбцах так, чтобы они не повторялись.
Воспитатель: Все справились? Оправляемся дальше. Но, ребята. Что-тмедленно мы идем. А на чем можно быстрее добраться до места?
Дети: На автобусе, на машине, на самолете….
Воспитатель: А я предлагаю отправиться в путь на ковре-самолёте. Но где же он? Давайте его поищем. Посмотрим глазками влево. вправо. вверх. вниз…
(Гимнастика для глаз.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот же коврики у вас на столах лежат. Но для того, чтобы они стали волшебными, на них нужно правильно фигуры расположить.
Воспитатель: В правый верхний угол нужно положить большие желтые квадраты.
А сколько фигур нужно взять, давайте сосчитаем. Положите перед собой абакус.
2+1+1+5
Воспитатель: Сколько получится?
Дети: 5
Воспитатель: Правильно, 5. Соня, сколько ты положила квадратов?
Воспитатель: Где они находятся?
Дети: В правом верхнем углу.
Воспитатель: В левый верхний угол нужно положить зеленые треугольники. Давайте сосчитаем сколько. Положите перед собой абакус.
1+1+1-2
Воспитатель: Сколько получится?
Дети: 1
Воспитатель: Правильно, 1
Воспитатель: Тася, сколько ты положила треугольников?
Дети: 1
Воспитатель: Где они находятся?
Дети: В левом верхнем углу.
Воспитатель: В левый нижний угол нужно положить шестиугольники. Давайте сосчитаем сколько.
9-5-1-1
Воспитатель: Сколько получится?
Дети: 2
Воспитатель: Правильно, 2
Воспитатель: Тася, сколько ты положила шестиугольников?
Дети: 2
Воспитатель: Где они находятся?
Дети: В левом нижнем углу.
Воспитатель: В правый нижний угол нужно положить прямоугольники. Давайте сосчитаем сколько.
6-5+1+1
Воспитатель: Сколько получится?
Дети: 3
Правильно, 3
Воспитатель: Тася, сколько ты положила прямоугольников?
Дети: 3
Воспитатель: Где они находятся?
Дети: В правом нижнем углу.
Воспитатель: В центр нужно положить круги. Давайте сосчитаем сколько.
6-5+1+1
Воспитатель: Сколько получится? Правильно, 3.
Воспитатель: Тася, сколько ты положила кругов?
Дети: 3
Воспитатель: Где они находятся?
Дети: В центре листа.
Воспитатель: Скажите, какая фигура отличается от всех?
Дети:Круг. У него нет углов.
Воспитатель: Ребята, есть у нас ковер-самолет, но куда же мы полетим? Что используют люди, чтобы узнать дорогу?
Дети: Навигатор, компас, карту.
Воспитатель: Где же нам взять карту?
Дети: Нарисовать.
Воситатель: А чтобы карту нарисовать, нужно соединить все круги, начиная от самого большого до самого маленького. Чтобы время не терять, рисовать будем двумя руками. Возьмите в правую руку карандаш красного цвета, а в левую-карандаш зеленого цвета. Начали.
(Выполнение задания.)
Воспитатель: Молодцы! Справились! Теперь мы знаем, куда дальше лететь. Устали? Давайте отдохнем.
(Физкультминутка.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, встречает нас геометрическая фигура. Какая?
Дети: Трапеция.
Воспитатель: Трапеция очень хочет, чтобы мы ее нарисовали и превратили в другую фигуру. А рисовать вы будете на «волшебных экранах» вдвоем, парами. Итак, начали. Нарисуйте трапецию. А теперь проведите две линии так, чтобы получились три треугольника. Проведите две линии так, чтобы получился один большой треугольник. Проведите две линии так, чтобы получился ромб. В какие фигуры мы превращали трапецию?
Дети: В треугольники, в ромб.
Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями мы справились. Посмотрите, ребята, кто нас встречает?
10
Воспитатель: Да ведь это 0 и 1. Но что это? 1 встала впереди 0 и получилось число 10. И никто уже над ними не смеялся, ведь другие цифры поняли, что если объединиться и действовать сообща, то можно стать сильнее и больше.
Воспитатель: И нам пора в группу возвращаться. Но чтобы вернуться в группу, нужно досчитать от 20 до 1.
(Дети закрепляют обратный счет от 20 до 1 по таблице Шульте.)
III. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы! Справились. Вот мы и в группе. Ребята, скажите, кому мы сегодня помогали?
Дети: 0 и 1.
Воспитатель: посмотрите, 0 и 1 оставили для вас в подарок геометрические фигуры. Те ребята, кто не испытывал трудностей, возьмите яркую, желтую фигуру, а те, кому было тяжело выполнять задания, возьмите черную фигуру.
Воспитатель: Что было трудного на нашем пути? Что интересного? Что вам понравилось? Что было самым легким? Чем бы вам еще хотелось позаниматься?
Дети: Понравилось делать волшебный ковер, решать судоку, считать фигуры, ходить по волшебной дорожке, рисовать трапецию…
Воспитатель: И вы все мне тоже понравились. Наверное, потому, что мы тоже действовали вместе, дружно, сообща.
Литература и источники:
1. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова - М. : Просвещение, 2007. - 182 с.
2. Новоселова, С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / С. Л. Новоселова - М. : Просвещение, 2005. - 144 с.
3. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева - М. : Просвещение, 2007. - 197 с.
4. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева - М. : Просвещение, 2003. - 88 с.
5. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова - М: Академия, 2005. - 272 с.