Людмила Авдочёнок
Занятие в старшей логопедической группе по развитию связной речи. Рассказ по сюжетной картине «Помощь птицам зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию связной речи
Составление рассказа по сюжетной картине «Помощь птицам зимой»
Коррекционно-образовательные цели: Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах, развивать связную речь, учить детей составлять предложения и рассказ по картине; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной сюжетной картине. Закрепить представление о зимующих птицах.
Публикация «Занятие в старшей логопедической группе по развитию связной речи, Рассказ по сюжетной картине „Помощь птицам зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Коррекционно-развивающие цели: Расширение, уточнение и активизация предметного словаря у детей; активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными. Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, воспитание бережного отношения, любви к живой природе.
Оборудование: наборное полотно, предметные картинки зимующих птиц, сюжетная картина «Помощь птицам зимой», кормушки для птиц.
1. Организационный момент
Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».
Снежный (что) —.
Снежная (что) —.
Белый (что) —.
Холодная (что) —.
Морозный (что) — …
Ледяная (что) — …
Трескучий (что) — …
Сильный (что) — …
2. Объявление темы.
-Какое сейчас время года? (Правильно, подходит к концу зима.)
-Какие зимние месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
-Сегодня 15 февраля, вторник и мы с вами будем продолжать учиться составлять рассказ по картине. Но прежде мы сыграем игру.
Игра «Узнай по описанию птицу»
-Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто) — воробей.
-Желтогрудая, веселая, юркая (кто) — синица.
-Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто) — снегирь.
-Белобокая стрекотунья и воровка (кто) — сорока.
-Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев — дятел.
-Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает — ворона.
При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.
-Что общего у этих птиц? Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
-Как можно помочь птицам зимой? (ответы детей)
-Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
Выставляется картина.
3. Рассматривание картины.
Я бы назвала эту картину «Помощь птицам зимой». А как бы вы сами назвали эту картину? (ответы детей)
Давайте внимательно рассмотрим картину.
а). Как настоящим исследователям вам всем нравится изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться в зрительную трубу. Ее надо только составить так, чтобы образовалась трубка, и в дырочку можно было бы что-то увидеть. А теперь попробуем посмотреть в трубу и назвать только один любой предмет на картине, все равно большой он или маленький.
б). Как прекрасно, что вы как исследователи уже умеете увидеть даже самую мелкую, самые незначительные вещь и назвать ее. Однако ничто не существует само собой. Все с чем связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь, почему они важны друг для друга.
в). Представьте, что наша картина необычная, к ней прилагаются специальные наушники, через которые, когда их одеваете, вы можете услышать все звуки на картине. Представим, что надели такие наушники, послушаем внимательно и скажем, что, какие звуки, слова вы услышали.
4. Пальчиковая игра (на правой руке, на левой, на двух руках одновременно)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично ладонь – кулак
Прилетело?
Мы расскажем. Показать ладошки
Две синицы, воробей, Загибать по одному пальцу, начиная с большого,
Шесть щеглов и голубей, на каждое название птицы
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек! Тереть большие пальчики об указательные,
как бы насыпают корм птицам
5. Беседа по содержанию картины
-Какое время года изобразил художник? Как догадались? (снег, лед, теплая одежда)
-Какие стоят деревья, кусты?
-Какой выдался день?
-Каких птиц вы видите? Как они называются?
-Я считаю, что зимующим птицам холодно и голодно зимой, почему?
-Чем заняты дети ясным зимним днем?
-Давайте дадим имена этим ребятам.
-Что можно сказать о настроении детей?
Игра «Угадай, чей разговор я услышала?»
- Ой, ребята, смотрите, эта синичка меня уже совсем не боится.
- Вот тебе крошки на моей ладошке.
- Я маме расскажу про эту смелую синичку.
6. Продолжи предложение:
Заканчивалась холодная (зима).
Земля, деревья и кусты засыпаны (снегом).
Речку сковало зеркальным (льдом).
Холодно и голодно зимой (птицам).
Дети не забывают приносить птицам (корм).
7. Образец рассказа по картине:
Заканчивалась холодная зима. Земля, деревья и кусты засыпаны снегом, речку сковало зеркальным льдом. Воробьи и синички каждый день прилетают к кормушке. Они знают, что там их ждет обед. Птицы уже привыкли к своим помощникам и не улетали, когда ребята приходили. Некоторые самые шустрые клевали крошки прямо с ладошки. Дети очень любили приходить к этому месту. Здесь они повесили кормушку и всегда приносили с собой свежие крошки, зерна и семечки.
8. Рассказы детей 2-3.
9. Оценка рассказов другими детьми: какой рассказ понравился больше и почему?
10. Итог.
-О чем составляли рассказ?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать?
-Как можно помочь птицам зимой?
-Вы уже повесили на своем участке кормушки, которые сделали вместе с родителями, а эти, вы приготовили для птиц в группе и сегодня на прогулке развешаете их на соседних участках. Молодцы!
После занятия дети совместно с воспитателем одеваются, берут кормушки и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.