Андреева Ирина Владимировна
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Опыты с почвой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Опыты с почвой»
Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага и питательные вещества).
Оборудование: лупа, баночки с водой, по 1 стаканчику, ложечка, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги, жестяная банка.
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Опыты с почвой“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель показывает детям подарок от Старичка-Лесовичка, предлагает угадать, что в нём спрятано.
Игра «Да—Нет».
Воспитатель (В.). Этот ценный подарок — мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля называется почвой — самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.
Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?
Рассказ воспитателя.
Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.
Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко. Кому нужна почва? (Ответы детей.) Кто живёт в почве? (Ответы детей.) Кто почву делает питательной?
В. Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья и даже превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.
Физкультминутка «Дождик» :
Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Делают прыжок.)
Очень медленно сперва, (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)
Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.
Опыт №1.
Показать, из чего состоит почва.
На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.
В. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).
Опыт № 2.
В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация). Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
Опыт №3. Состав почвы.
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод: Почва в своё м составе имеет: перегной, песок, глину.
Опыт №4. В почве есть вода, потому и растут растения.
Откуда же она берется в почве? Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. Посуда с почвой накрытая пакетом, ставится на подоконник. Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы.
Вывод: это значит, что в почве есть вода.
Опыт №5. «Влияние состава почвы на жизнь растений».
Посадка лука в посуду с песком и в посуду с почвой. Наблюдение за ростом лука в течение 1 недели.
Вывод: В почве лук растет быстрее, т. к. в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.
ИТОГ
Почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней. Она состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины. Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Почва даёт приют многим растениям и животным. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.