Мусакаева Ольга Витальевна
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с гжелью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
«Знакомство с гжельской росписью»
Программные задачи: познакомить детей с гжельской росписью; учить рисовать элементы, развивать умение выделять гжельскую роспись по отношению к другим видам росписи, воспитывать интерес к народному декоративному искусству.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с гжелью“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Материалы: изделия гжельских мастеров, демонстрационные карточки, кисти, банка с водой, салфетка, трафареты тарелок, гуашь Песенка о Гжели (муз. А. Плесленева, сл. В. Семернина)
Ход.
Послушайте стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Как называется наша родина? (Россия).
Издавна наша страна славилась мастерами. Жили в ней кузнецы и гончары, плотники и резчики, кружевницы и вышивальщицы. В своих изделиях русский народ передавал свою любовь к родному краю, народу. Какие пословицы вы знаете о труде, мастерах.
Мастер дела своего — не боится ничего.
Недаром говорится, что дело мастера боится
Кто на все руки, у того нет скуки.
С какими росписями мы уже познакомились? (Хохлома)
Сегодня мы познакомимся с гжельской росписью. Я сейчас вам буду читать стихотворение и показывать картинки.
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
Про фаянсовое чудо –
Статуэтки и посуду?
Только скажем слово «Гжель»,
И увидишь зимний день –
Небо, снега белизну
И теней голубизну.
Все изделия из Гжели
Фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе
Колокольчики и розы,
Хризантемы и ромашки
Украшают вазы, чашки…
То мазочек, то листочек,
Там цветок, тут завиточек,
Три мазка широкой кистью –
Появился синий листик,
Поработал кисти кончик –
Распускается бутончик.
И прекрасные узоры
Там притягивают взоры
К сине – белому фаянсу,
Сколько блеска, сколько глянца!
Неужели, неужели
В вашем доме нету «гжели»?
Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Украшали гжельские мастера свои изделия, расписывая посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть её «нежно-голубое чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы среди лесов и полей старинный городок Гжель. Работают в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную историю.
Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.
Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.
А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
Работа детей у доски. (двое – трое детей).
Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).
У меня на столе стоит игрушка, расписана она гжельской росписью. Посмотрите, какая красивая роспись.
Какие цвета присутствуют в гжельской росписи?
Чем отличается гжель от хохломы?
Физминутка.
«Сеточки Гжели».
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
Посмотрите внимательно, как рисуют элементы гжельской росписи. Если рисовать концом кисти – получаются тонкие линии. Как вы думаете, как нарисовать широкую линию? Правильно, боковой стороной ворса. Если на кисть нажимать сильнее, получается темный цвет. Если слабее, то светлый. Кто помнит, как делать мазки, покажите, пожалуйста. Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
Сейчас я предлагаю вам представить, что вы мастера, живущие в городе Гжель. Распишите эти тарелочки. Дети под музыку расписывают тарелочки. После окончания рисования вместе с детьми рассматриваем изделия.