Татьяна Трошина
Конспект занятия в старшей группе «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Юные экологи»
2023 год
Цель: Познакомить детей с понятием «экологи».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Юные экологи“» размещена в разделах
Задачи: формировать знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Расширить знания детей и познавательную активность посредством экспериментальной деятельности; способствовать формированию представлений о загрязнении воздуха при проведении опытов; знакомство со способом очистки воды с помощью фильтрования. Изготовить плакат о бережном отношении к природе. Продолжать формировать умение работать дружно и сообща.
Активизировать словарь детей: экологи, лаборатория, фильтры.
Материал: глобус, картинки экологических бедствий, д/карточки животных, свеча, блюдце, спички, стаканчики, воронки, грязная вода, материал для фильтров (вата, бинт, песок, гравий). Бумага А5, фломастеры, ножницы, клей, ватман. Аудиозапись шума природы, эмблемы «юных экологов».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на какой планете мы живём? Как она называется? Земля!
Воспитатель: Правильно, ребята! Земля – это планета, на которой мы живем. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные. Человек тоже часть природы. воспитатель показывает глобус.
Это глобус - макет земли. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит именно так! Какого цвета больше всего на глобусе? Синего!
Воспитатель: Что означает синий цвет? Это вода!
Воспитатель: А что означает зелёный цвет? Это трава!
Воспитатель: Это не только трава, это леса, поля, луга. Ещё, какой цвет есть на глобусе? Обращаю внимание детей на желтый, коричневый цвет.
Воспитатель: Это пустыни, горы, степи. Наша планета очень красивая, разные животные и растения населяют нашу планету. Однако есть люди, которые перестали ценить ту красоту и чистоту, что подарила нам природа.
В последнее время природа очень изменилась, стало труднее дышать. От чего это происходит? Появилось много машин, которые выделяют в воздух вредный газ, на многих фабриках и заводах нет очистительных сооружений. Все вредные вещества попадают в воздух и воду, оседают на почву. Если люди и животные будут дышать таким воздухом, что с нами произойдёт? Они заболеют.
Воспитатель: Если в реки, моря, океаны будут попадать нечистоты, что случиться с обитателями водоёмов? В таких реках нельзя ловить рыбу, она отравленная, купаться тоже нельзя, можно заболеть.
Воспитатель: Правильно! От этого страдают животные, гибнет рыба, дельфины и киты выбрасываются на берег, так как им нечем дышать и нечего есть.
Множество заводов загрязняют воздух, вырубаются и горят леса, много грязной воды сливаются в реки. Погибают растения и животные, от дыма и грязного воздуха болеют люди, и если этого не остановить, то может произойти экологическая катастрофа и наша красивая планета превратится в безжизненную пустыню. Демонстрация картинок экологических бедствий.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или вы тоже можете внести свой посильный вклад? Бережно и аккуратно относиться к природе, животным, соблюдать чистоту
Воспитатель: Да, вы можете многое. Например, защита природной среды: борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; посадка растений - цветов, деревьев, кустарников.
Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле! Чтобы этого не произошло, люди многих стран создали специальную организацию «Гринпис» - зелёный мир. Как вы думаете, что это значит? ответы детей.
Воспитатель: В организации «Гринпис» работают специалисты - экологи. Экологи следят за сохранением растений, животных, чистотой воды и воздуха. Следят, чтобы заводы и фабрики очищали свои отходы и не выбрасывали их в реки. Чтобы люди не вырубали бездумно леса, ведь лес это лёгкие планеты. Как думаете, почему лес так называют? Ответы детей
Воспитатель: Ребята, какими качествами должны обладать экологи? Какими людьми они должны быть? Добрыми, смелыми, любить природу!
Воспитатель: Хорошо, давайте еще раз повторим! Экологи – это те люди, которые любят природу и заботятся о ней, экологи - это защитники природы. Ребята, вы хотите, чтобы вас приняли в юные экологи? Юные – это значит очень молодые, т. е. такие как вы. Вы должны много знать о природе земли, ее обитателях. И я предлагаю вам проверить свои знания.
- Назовите овощи (капуста, огурец, помидор)
- Фрукты (банан, апельсин, яблоко)
- Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
- Домашние животные (корова, лошадь, собака)
- Дикие животные (волк, лиса, заяц)
- Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
- Насекомые (комар, муха, бабочка)
- Ягоды (малина, клубника, вишня)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы разделимся на две команды, вас ждут интересные задания. За правильные ответы вы будете получать жетоны.
1 задание «Я знаю пять названий…»
1 команда должна назвать:
- 5 деревьев
- 5 зимующих птиц
- 5 диких животных
- 5 насекомых
2 команда должна назвать:
- 5 перелетных птиц
- 5 полевых цветов
- 5 домашних животных
- 5 овощей
Дети по очереди дают один ответ. За пять правильных ответов получают жетон.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Пойдут дети в лес гулять,
Раз, два, три, четыре, пять. (шаги на месте)
За природой наблюдать. (смотрят по сторонам, влево, вправо)
Раз, два, три, четыре, пять.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (встали)
2 задание «Отгадай- ка»
1 команда отвечает на вопросы:
- Кто укладывается спать на зиму?
- Кто меняет шубу на зиму?
- Кто делает запасы на зиму?
- Куда исчезают насекомые зимой?
2 команда отвечает на вопросы:
- Кто на себе свой дом носит?
- У какого животного куст на голове?
- Кто собирает грибы спиной?
- Какую птицу называют доктором?
Каждая команда дает ответы на вопросы. За каждый правильный ответ дети получают жетон.
3 задание «Четвертый лишний»
Игра с использованием д/карточек
1 команда
1. Заяц, еж, лиса, шмель
2. Бабочка, стрекоза, енот, пчела
3. Ворона, соловей, аист, олень
2 команда
1. Дятел, паук, скворец, сорока
2. Кузнечик, оса, воробей, жук
3. Медведь, лиса, воробей, мышь
Команды по очереди называют лишний предмет и обосновывают свой выбор.
4 задание «Составь картинку»
Обеим командам предлагаются разрезные картинки с изображением животных. Команды соревнуются, кто быстрее соберет картинку и правильно назовет животное.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей).
Нельзя ломать ветки и рвать цветы;
Нельзя мусорить в лесу;
Нельзя разжигать костры в лесу, оставлять костер непотушенным;
Нельзя шуметь в лесу;
Нельзя разорять гнезда и муравейники;
Нельзя рвать и топтать цветы.
Воспитатель: Юные экологи не только природе помогают, но еще и в лаборатории работают. Переходим в лабораторию. (дети садятся за 1-й стол)
Воспитатель: Какой вред может нанести природе огонь? Ответы детей
Воспитатель: Пламя огня еще и загрязняет воздух. Сейчас зажгу свечу, но прежде напоминаю правила безопасности с огнем: руками не трогать пламя, не подставлять одежду.
Над свечкой поставлю блюдце и подержу несколько секунд. Переверну блюдце, видите: появилось черное пятно - это сажа. Вот так при горении в воздух попадают частички сажи. Люди, животные вдыхают вместе с воздухом эти частички сажи и могут заболеть.
А что еще загрязняет воздух? Дым, выходящий из труб заводов и предприятий, выхлопные газы, также загрязняют воздух и наносят вред окружающему миру.
Предприятия также сливают отходы в реку и загрязняют воду. Давайте перейдем ко второму столу. Посмотрите у вас в стаканчиках грязная вода. Можно ее пить? Нет. Ее нужно очистить. Сейчас мы будем воду очищать через фильтры.
Фильтры у нас будут из разных материалов: вата, бинт, песок, гравий. Перелейте через свои фильтры грязную воду. Посмотрите: очистилась вода? Вот так вода, прежде чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посвящаем вас в юных экологов (звучит гимн экологов, воспитатель вручает эмблемы детям). Если все люди как вы будут соблюдать правила в природе, то она всегда будет нас радовать своей красотой. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город: все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой Земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет.
Сегодня мы играли, выполняли задания. Наши команды были дружными, умными, смелыми, активными. Все вы молодцы, доказали, что достойны звания «юного эколога». Мы все должны знать, что природу нужно охранять и беречь.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать плакат, в котором попросим всех беречь природу. Согласны? Да
Воспитатель и дети сообща придумывают содержание плаката, воспитатель в индивидуальном порядке обсуждает и помогает в выборе материала. Дети создают рисунки на отдельном листе бумаги, затем вырезают его ножницами. Воспитатель читает стихотворение пока дети работают
Е. Шклавский «Ты береги нас, береги!»
Взгляни на глобус - шар земной -
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!»
По окончании работы дети раскладывают свои рисунки на ватмане, передвигают их по фону, добиваясь творческой композиции и приклеивают их. Показать детям преимущества коллективного труда, обратив внимание на то, что, благодаря общим усилиям получился красочный, яркий плакат. Готовый плакат вывешиваем в приемной группы, чтобы познакомить родителей с ним.
Воспитатель: Красивый и красочный плакат у нас получился! Он призывает всех любить, охранять, беречь и защищать природу.
Итог: Ребята, вам понравилось? Что вам понравилось больше? Какие правила поведения в лесу мы с вами вспомнили? Кто такие экологи? Как мы можем помочь природе? Что мы с вами сегодня создали и на какую тему?