Королёва Елена
Конспект занятия в старшей группе «Волшебник воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Волшебник-воздух»
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми; воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Волшебник воздух“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: карточки-символы, пакеты, шарики воздушные, игрушки надувные, стаканы с водой, коктейльные трубочки, емкость с водой, губки, кусочки сахара, мел, маленькие перышки, бутылочки с разным запахом, листы бумаги, трафареты, фломастеры, блестки,
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Меня зовут Фея Фиалка, я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Их мне подарил самый главный волшебник. Ребята, а вы знаете, как зовут самого главного волшебника? (ответы детей) Очень даже интересное предположение. Этот волшебник такой шутник и фокусник, что, когда подарил мне эти шарики, вдруг подул сильный - сильный ветер, и я оказалась здесь. Давайте попробуем отгадать, кто же этот волшебник?
Через нос проходит в грудь и обратно держит путь.
Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем
. Окружает нас всегда, Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета Отгадайте, что же это?
Дети: Воздух.
- Конечно, это Волшебник- Воздух. Он такой шутник и фокусник, и сегодня он приготовил для вас много интересных фокусов. Вы поможете мне их отгадать? (ответы детей).
Дело в том, что если мы с вами отгадаем все фокусы этого волшебника, то я смогу вернуться домой на радугу.
- Ребята, а чтобы мы с вами не забыли, какие фокусы воздуха уже разгадали, будем обозначать их символом. Тогда я в руки беру свою волшебную палочку. (взмахиваю палочкой, дети встают в полукруг
) - Ребята, вспомните загадку. Какими словами в ней было сказано про воздух? (ответы детей).
Да, в загадке было сказано: «Он невидимый». Давайте это проверим. Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь увидел воздух? (ответы детей) Вывод: воздух невидимый. -Ребята, это первый фокус воздуха : он невидимый. Посмотрите, каким символом мы это будем обозначать. (выкладывает на доске символ) А если воздух невидим, то как мы его иначе можем назвать? ( ответы детей: невидимка, воздух- невидимка)
- Ребята, а если воздух-невидимка, значит он где -то прячется? Давайте попробуем его поймать. Для этого я сейчас раздам вам вот такие пакетики.
Ну–ка, попробуйте поймать воздух. Получилось?
Давайте вместе покажем, как можно ловить воздух. Не забывайте зажать пакетики. Все поймали? (спрашивает, что у детей в пакете).
Ребята, у всех в пакете воздух. А где мы его взяли? ( ответы детей: вокруг нас). Действительно, воздух вокруг нас.
И так, второй фокус – воздух вокруг нас.
– Ребята, когда мы поместили воздух в пакетики, то какую форму он приобрел? (ответы детей). А если я помещу воздух в шарик, то какую форму он приобретет? (предположение детей).
Давайте проверим. (надуваю шарик). Дети: - Воздух принял форму шара.
- Ребята, сейчас я раздам вам интересные вещи (раздает детям разные надувные игрушки и просит их надуть. Затем спрашивает каждого ребенка о том, какую форму приобрел воздух). - Ребята, а теперь скажите, имеет ли воздух форму? (ответы детей).
Давайте вместе сделаем вот такой сложный вывод: «Воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета в который мы его помещаем.» (дети повторяют вывод о том, что воздух не имеет формы, а приобретает форму того предмета, в который мы его помещаем. Собираю игрушки.).
Посмотрите каким символом мы это будем обозначать
. - Дети, а теперь я, с помощью волшебной палочки, помещу воздух в мыльные пузыри, а вы его будете оттуда выпускать. Но будьте очень осторожны, чтобы мыльные пузыри не попали в глаза. (Игра с мыльными пузырями под музыку.)
- Скажите мне, пожалуйста, когда вы надували игрушки, то откуда брали воздух? ( ответы детей: из себя)
Это значит, что воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас. А давайте мы это проверим. Подходите к столу (на столе стоят наполненные наполовину водой стаканы с водой и трубочкой). Как можно проверить. есть ли внутри нас воздух? (предположения детей).
Ребята, что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку? (ответы детей). Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух и он в виде пузырей выходил из воды. (дети повторяют опыт еще раз) Вывод: воздух есть вокруг нас и внутри нас.
Посмотрите, каким символом мы это обозначим. - Значит, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, может, он есть еще где -то? (предположения детей)
. Давайте мы это проверим. (дети подходят к столу, на котором стоит большая квадратная емкость с водой. Раздает детям предметы: губка, кусочки сахара, мелок)
. - Ребята, сейчас мы с вами положим эти предметы в воду и понаблюдаем, есть ли в них воздух. Но положить их нужно так, чтобы не замочить свои ручки. Что вы видите? (дети рассказывают, что они видят). Воздух выходит из предметов. Значит, воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов. Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей). Правильно, воздух есть везде. Посмотрите, каким символом это обозначим.
- А давайте еще поиграем с воздухом. (Открывает коробку в которой лежат маленькие перышки. Дети берут по одному перышку). - Нужно подуть на перышко так, чтобы оно не упало на пол. Игра с перышками. - Ребята, а вы помните загадку? В ней говорилось, что воздух не имеет запаха. Давайте и это проверим. Вдохнули все глубоко носиком и выдохнули. Что вы почувствовали? Дети: - У воздуха нет запаха. - А еще я для вас приготовила вот такие бутылочки. Я туда что-то поместила, а вы должны понюхать и отгадать, что же там. (На столе 3 флакона, даю детям понюхать. Первый – запах шоколада, второй - запах апельсина, третий - запах чеснока). - Ребята, какой вывод можно сделать?
Вывод: воздух не имеет запаха, а приобретает запах того предмета, от которого пахнет, распространяется запах. - Посмотрите, каким символом мы это обозначим.
- Ребята, как вы думаете, можно ли рисовать воздухом? (предположения детей). А хотите, я научу вас рисовать с помощью воздуха. Присаживайтесь за столы. Перед вами листы бумаги, берем по одному трафарету и положим трафареты на листы таким образом, чтобы желтая серединка на бумаге совпала с желтой серединкой трафарета. Теперь возьмите фломастеры в которые мы будем дуть на наш трафарет. (дети рисуют)
- Ребята, у меня есть красивые блестки, вы можете украсить ими свои рисунки. Подуйте. (блестки на листочке бумаги, дети сдувают на свои рисунки) - Дети, а теперь уберите трафарет, что мы нарисовали? (ответы детей) - Какой цветок? Ребята, а кто помнит, как меня зовут? (Фиалка). Вот и вы нарисовали фиалки. Похожи эти фиалки на меня? Ребята, вы нарисовали мои портреты, и они останутся вам на память.
- Вы такие молодцы, помогли мне разгадать столько фокусов!Давайте вместе с вами вспомним, какие же фокусы мы с вами разгадывали? (дети по символам рассказывают про воздух) - Ребята, мы с вами обязательно встретимся и еще разгадаем немало фокусов про воздух (раздается шум воздуха). - Ребята, а вы слышите? Что это такое? (ответы детей)
. Правильно, это шум ветра. А вы знаете, что ветер – это сильные потоки воздуха. И это значит, что мне можно вернуться на радугу. За то, что вы мне так хорошо помогли отгадать все фокусы воздуха, я хочу вас поблагодарить, подарить вам по шарику. (раздает шарики, надутые гелем) И у меня осталось 2 шарика, чтобы я могла долететь домой, на радугу. - Спасибо вам большое! До свидания