Мария Гросс
«Волшебница вода». Конспект открытого занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Волшебница вода»
Цель: Систематизировать знания детей о воде, ее свойствах и значении для всех живых организмов, показать связь воды с видами искусства и окружающим миром.
Задачи:
Образовательные задачи:
1) Закреплять представление воспитанников о свойствах воды и ее значении в природе и жизни человека, о водных видах транспорта, о водных видах спорта, о морских и речных обитателях.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2) Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности способствовать развитию творческих способностей детей.
3) Познакомить с художниками-маринистами на примере картин И. К. Айвазовского, А. А. Рылова.
3) Способствовать воспитанию любви к природе, бережного отношения к воде.
Развивающие задачи:
1) Развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы.
2) Развивать эмоционально-чувственную сферу через проведение опытов.
3) Активизировать речь детей по теме занятия.
Воспитательные задачи:
1) Подвести детей к пониманию того, что воду нужно беречь.
2) Поднять эмоциональный тонус, создать радостное настроение.
Оборудование: игровое поле, волчок со стрелкой, глобус «Земля», карта материков и океанов «Земли», магнитная доска, картинки с изображением аварии танкеров, сточных вод, карточки с изображением явлений природы, картинки «Водные виды спорта», книги («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Лягушка-путешественница», «Царевна лягушка», «Летучий корабль», «Путаница», «Айболит», «По-щучьему веленью», дидактическая игра «Кому нужна вода», оборудование для опыта: два маленьких стакана с водой, два сырых яйца, чайная ложка, соль, презентация на электронном носителе «Вода в изобразительном искусстве»
Ход занятия:
1. Организационно-мотивационный момент
Воспитатель: «Встаньте рядышком друг к другу, словно месяц, -полукругом».
Каждое утро мы говорим друг другу «Доброе утро», чтоб у нас весь день был добрым, чтобы настроение было хорошее.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чё м мы сегодня поговорим вам надо отгадать загадку:
Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода).
Дети: вода.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде, и я вам предлагаю обобщить ваши знания о воде и узнать что-то новое и интересное. Перед вами стол с игровым кругом, разделенным на части-сектора и вращающаяся стрелочка. На секторах разложены задания, каждый из вас по очереди будет крутить стрелочку, она укажет вопрос, на который нужно ответить или задание, которое нужно выполнить всем вместе. Присаживайтесь!
2. Закрепление материала в игровой форме
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Какой только воды не бывает на свете!
Воспитатель: Ребята, какая вода бывает?
Дети: ответы детей (вода морская, речная, колодезная, питьевая, дождевая, газированная, соленая, загрязненная, горячая, охлажденная- каждый отвечает по одному слову) Если затрудняются- наводящие вопросы воспитателя:
Если идет дождь, то вода…
Если воду посолить, то она станет…
Воспитатель:
Вода – самая обильная из земных стихий, она покрывает более половины земной поверхности.
Давайте с вами посмотри на глобус и карту материков и океанов, вы увидите, что на них очень много голубого цвета, этот цвет обозначает воду на нашей планете а белый цвет –это ледники, которые тоже состоят из воды, замерзшей воды. Все это водное пространство называется Мировым океаном! А зеленым цветом означены материки, то есть места суши, на которых обитают животные, растения и конечно же люди, мы с вами.
Воспитатель: молодцы, знаете! Ну, начинаем, крутите волчок, выбирайте задание (дети берут карточку, задание читает воспитатель)
Вопросы и задания игры:
1. Свойства воды (Дети с места называют ранее изученные свойства воды- прозрачная, не имеет запаха и вкуса, принимает форму сосуда, в котором находится, встречается в трех состояниях, вода- растворитель)
2. Значение воды (Дидактическая игра «Кому нужна вода?»- дети выбирают картинки, проговаривают куму и зачем нужна вода и прикрепляют на магнитную доску)
3. Водные виды спорта ( дети перечисляют: плавание, синхронное плавание, прыжки в воду, водное поло, парусный спорт, гребля, серфинг, дайвинг) При затруднении вывешивается картинка-подсказка.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
4. Явления природы, связанные с водой ( Дети называют: дождь, снег, туман, иней, град, роса, гололед)-появляется обобщающая картинка, вывешивается на стенд.
5. Опыт с водой, солью и яйцами (детям предлагается алгоритм проведения опыта, после его прочтения дети переходят за стол для проведения опыта. Помощь взрослого- частичная.)
Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. И сейчас мы с вами проведем познавательный опыт «Научи яйцо плавать»
Опыт «Научи яйцо плавать» (Дети располагаются вокруг стола)
Для проведения опыта вам понадобятся:
• 2 сырых яйца
• 2 стакана с водой
• несколько столовых ложек соли.
Ход опыта:
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
Воспитатель: мы с вами продели опыт, что интересного вы узнали из этого эксперимента?
- О чем не знали?
Дети: ответы детей (в первом стакане яйцо опустилось на дно стакана, а во втором, при добавлении соли, яйцо поднялось со дна и находилось на поверхности воды; яйцо плавает в воде и не опускается на дно стакана и т. д.)
Воспитатель: молодцы!
-Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
6. Вода в живописи (Просмотр презентации «Вода в изобразительном искусстве», ответы на вопросы)
7. Вода и сказки (Назовите сказки, в которых упоминается вода в любых состояниях. Докажите свой ответ) В виде подсказки- выставка детских книг.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит», «Сказка о золотой рыбке», «Лягушка путешественница», «Царевна лягушка», «Путаница», «Морозко», «Летучий корабль», «По-щучьему велению» (подсказка – книги на выставке, но среди них есть те, в которых вода не упоминается)
8. Охрана воды Воспитатель: Вода в большой опасности! Ребята, как вы думаете, что угрожает воде?
Дети: загрязнение воды.
Воспитатель: молодцы, правильно.
Воспитатель: Сточные воды, попадая в водоем, приводит в негодность большое количество хорошей воды. В Мировой океан ежегодно поступает огромное количество нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза (карточки с изображением аварии танкеров, сточных вод). (Рассказ сопровождается показом иллюстраций)
Воспитатель: Основными источниками воды в городах служат близлежащие реки и озера.
- Скажите, ребята, а какую воду пьем мы, откуда она к нам поступает?
Дети: ответы детей (из крана, из колодца, по трубам, из-под земли, и т. д.)
Воспитатель: Поставляет нам воду водоканал. После очистки вода поступает к нам по трубам.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно предпринять по улучшению качества питьевой воды?
Дети: ответы детей (не загрязнять воду, очищать воду и т. д.)
Воспитатель: необходимо охранять окружающую среду, пить очищенную воду, устанавливать фильтры на трубы сточных вод предприятий и другие)
10. Кто живет в воде? (Дети перечисляют обитателей рек, морей и океанов)
3. Итог занятия
-Наше необычное занятие подошло к концу. Вставайте в круг, сейчас вам нужно, передавая клубочек, сказать что понравилось в занятии, или что нового узнали одним предложением.
-Спасибо, молодцы.