Наталья Зенкина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к гласным звукам».
Программное содержание :
Образовательные:
• закреплять знания детей о гласных звуках, их артикуляции и фонетических особенностях;
• продолжать учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове;
• продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово».
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „В гости к гласным звукам“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• развивать фонематическое восприятия и слух на материале гласных звуков;
• развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение;
• обогащать словарь детей, работать над связной и диалоговой речью;
• развивать творческое воображение;
• развивать способность детей разгадывать загадки и ребусы.
Воспитательные:
• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
• воспитывать интерес к непосредственной образовательной деятельности, желание заниматься вместе со всеми;
• воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища;
• воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное, отношение к рисункам.
Здоровьесберегающие и ОБЖ:
• продолжать учить детей следить за своей осанкой;
• продолжать развивать координацию движения;
• продолжать формировать правила безопасного поведения.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: изготовление домика для гласных звуков; знакомство с гласными звуками во время непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте; знакомство с артикуляционными и фонетическими особенностями гласных звуков; игры - драматизации; рассматривание иллюстраций зимних пейзажей и зимующих птиц.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :
ТСО: мультимедийный проектор, презентация в PowerPoint «По дороге к гласным звукам».
Демонстрационный: карта.
Раздаточный: картинки с изображением животных и птиц, карточки - схемы слов, для определения звука в слове.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
«Что же это звенит?
Может быть, звенит и поет
Реактивный самолет?
Сам летит и сам поет?
Может быть мохнатый жук
Только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит,
Скучно - вот он и звенит?
Нет ни мухи,
Ни жука,
Нет ни грома,
Ни гудка.
- Ребята, скажите, а что же может так звенеть? (ответы детей)
«Вслушайтесь: звенит одна
В целом мире тишина!»
- Ребята, давайте попробуем послушать тишину.
- Какие звуки ее нарушают? (ответы детей)
- Что это за звуки? (ответы детей)
- А какие звуки мы слышим в природе? (ответы детей)
- А когда разговариваем? (ответы детей)
Воспитатель: Да, звуки сливаются и получаются слова.
- Вот послушайте: а-а-а, о-о-о, у-у-у. И еще и, э, ы, е? Какие это звуки? (Гласные звуки)
- Что вы можете сказать о гласных звуках? (ответы детей)
- Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай гласный звук и пропой его». Будьте внимательны! Следите за моими губами, я буду беззвучно произносить гласный звук, а вы угадайте его и пропойте.
- Гласные звуки, такие шутники, они только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Давайте попробуем? Я называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.
Бак, мак, рак, рог, нос, рот, сок, кит, мир, пир, суп, сук, лук, сыр, рысь, мэр…
- А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют слова с заданным гласным звуком).
Воспитатель: Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько.
Вопросы детям:
- Сколько здесь гласных звуков в слове ры-ба? (Ответы детей)
- В слове сказ-ка, ли-са? (Ответы детей)
- А сколько гласных звуков в слове Ли-се-нок (звук плачущего ребенка).
Воспитатель: Ребята, вы слышите какой-то звук, что это? Откуда слышится звук? (ответы детей)
Стойте, а я посмотрю.
- Это наш знакомый лисенок. Что случилось, малыш?
Лисенок: Я потерялся. Сова рассказывала о доме гласных звуков и показывала карту, по которой можно к нему добраться и сказала, что скоро мы туда отправимся. Но я решил пойти туда сам и заблудился. (Хнычет)
- Успокойся, лисенок, мы как раз с ребятами говорили о гласных звуках, и раз у тебя есть карта, то думаю, мы без труда найдем дорогу в город, где живут эти замечательные звуки. Лисенок, мы посмотрим карту и попробуем тебе помочь. (Все становимся вокруг карты и рассматриваем).
Вопросы детям:
- Что изображено на карте. (Ответы детей)
- Что мы должны найти? (ответы детей)
- Значит, куда мы должны отправиться? (ответы детей)
- А что это тут за следы? (ответы детей)
- Как вы думаете, что это может означать? (ответы детей)
Воспитатель: Мы пойдем по звериной тропе.
Вопросы детям:
- А как сейчас в лесу? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- А какую одежду одевают обычно зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте представим, что мы оделись очень тепло, закройте глаза и слушайте внимательно.
1 слайд.
- Что вы слышите? (Звуки ветра)
- Открывайте глаза, где мы с вами оказались? (ответы детей)
- А что это за звук? (Ответы детей)
2 слайд.
- Посмотрите, каких животных мы здесь видим? (ответы детей)
- А вот и первое задание:
(Детям предлагается пройти за столы, взять карточку под номером 1 и определить место гласного звука в названиях животных, соединив картинку, изображающего животного с вагончиком.)
Воспитатель: Лисенок тоже может выполнить с нами это задание.
Вопросы детям:
- Что вы видите на картинке? (ответы детей)
- Где находится гласный звук в слове волк? (ответы детей)
- В слове Олень? (ответы детей)
- Все справились - молодцы!
- Ребята, нам необходимо двигаться дальше, поэтому нужно посмотреть наш маршрут на карте. (Обсуждение детей дальнейшего маршрута).
Вопросы детям:
- Что это изображено на нашем пути, как вы думаете? (ответы детей)
- А преодолев сугробы, кого мы должны встретить? (ответы детей)
3 слайд.
Воспитатель: А вот и те огромные сугробы и нам нужно их преодолеть:
Физминутка: Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутобоким,
Поднимай повыше ноги,
Проложи другим дорогу.
4 слайд.
Вопросы детям
- Каких птиц вы видите на экране? (Ответы детей)
(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, взять карточку с номером 2 и найти гласные звуки в названиях птиц, соединив картинки птиц со звуком. Лисенку предлагается выполнить задание вместе с детьми)
- В названиях каких птиц есть звук А? (синица, сорока, ворона, воробей)
- А в каком слове нет этого звука? (снегирь)
- В названиях каких птиц есть звук О? (Ответы детей)
- Звук Е, звук И?
- Все правильно выполнили задание, отложите карточки на край стола.
(Воспитатель снова предлагает детям обратиться к карте для обсуждения следующего маршрута)
5 слайд.
Воспитатель: Куда мы попали? (ответы детей)
- Мы вышли на лесную дорогу, которую выдели на карте. Пойдем по дороге. (Дети шагают на месте)
6 слайд.
Вопросы детям:
- Что это, ребята? (ответы детей)
- Нам нужно разгадать этот ребус.
- Сколько картинок в ребусе? (ответы детей)
- Значит сколько звуков в загаданном слове? (ответы детей)
- Соедините между собой первые звуки, в названии картинок.
- Догадались, что это за слово? (ответы детей)
- Правильно, это ДОМ.
- И кому же принадлежит этот дом? (ответы детей)
7 слайд.
Воспитатель: Посмотрите на экран.
Вопросы детям:
- Это тот дом, который мы искали? (ответы детей)
- А как вы это поняли? (ответы детей)
- А как звуки обозначаются на письме и в книжках? (ответы детей)
- Какие же гласные звуки живут в домике?
- Вот, лисенок, видишь, мы и нашли домик. А ты больше никогда никуда не уходи без взрослых, хорошо?
- Разве можно уходить без взрослых, ребята? (ответы детей)
- Ну а теперь нам надо возвращаться в садик: Покрутись, повертись
В детский садик возвратись
(Дети выполняют действия, предлагаемые воспитателем)
- Вот мы и в нашей группе.
- Ребята, о чем же мы сегодня говорили? (Ответы детей)
- А что же с нами произошло? (Ответы детей)
- Как мы помогли Лисенку? (Ответы детей)
- Что мы для этого сделали? (Ответы детей)
- Какие задания мы выполняли? (Ответы детей)
- Какие препятствия мы преодолевали? (Ответы детей)
- Благодаря чему мы нашли домик гласных звуков? (Ответы детей).
Лисенок: А мне пора возвращаться к моим друзьям. Они, наверное, волнуются, ищут меня.
(Дети прощаются с лисенком и он уходит)