Валентина Белоусова
Конспект занятия в старшей группе «Учимся вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи
для детей старшей группы
«УЧИМСЯ ВЕЖЛИВОСТИ»
воспитателя 1категории
Белоусовой
Валентины Алексеевны
Темочки:
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Программное содержание: Учить детей сравнивать и оценивать свои поступки и поступки товарищей, воспитывать вежливое отношение к товарищам и взрослым в детском саду, семье, в общественных местах; создать условия для формирования у детей потребности пользования добрыми словами. Учить отвечать на вопросы ясно, излагать свои мысли последовательно, делать собственные обобщения.
Активизация словаря: «Доброе утро», «благодарю вас», «всего хорошего», «будьте добры», «здравствуйте».
Предварительная работа: Беседы в быту, чтение сказки Э. Мошковской «Вежливое слово», изучение раздела программы «Воспитание навыков культурного поведения».
Ход занятия.
Дидактическая игра «Искорки добра». Дети, стоя в круге, виртуально передают «искорки добра» и говорят свое пожелание рядом стоящему.
Воспитатель: Сегодня такое прекрасное утро, светит солнышко, поют птицы. Хотите послушать стихотворение, которое так и называется «Доброе утро», а написал его Владимир Федорович Коркин. Садитесь, устраивайтесь поудобнее.
«Доброе утро»
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! – кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим.
«Доброе утро!» - повсюду я слышу,
Я слышу и вижу
В глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек.
Но если проснёшься,
А дождик в окно
Стучит да стучит,
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, всё равно …
«Доброе утро» и в холод, и в град
«Доброе утро» не зря говорят,
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней, и веселей.
Придумано мудро:
Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, а какие вежливые слова вы знаете?
Дети: «Спасибо», «доброе утро», «до свидания», «пожалуйста», «здравствуйте» и др.
Воспитатель: Да, все эти слова вежливые, вот сколько их много! И среди такого огромного количества вежливых слов есть слова благодарности, мы их произносим, когда благодарим за что-нибудь. Кто знает, о каких словах я говорю?
Дети: Слова «спасибо», «благодарю вас», «большое спасибо».
Воспитатель: А еще есть слова-приветствия. Догадались, о каких словах я говорю?
Дети: Это слова «здравствуйте», «доброе утро», «до свидания», «добрый вечер».
Воспитатель: Молодцы, вот вы сколько слов назвали! Ребята, а вы знаете, что слово «здравствуйте» очень древнее, оно означает «дерево», т. е. когда люди говорят друг другу «здравствуйте», они желают друг другу быть здоровыми, крепкими, выносливыми как дерево.
Как же надо произносить вежливые слова?
Дети: Ласково, с улыбкой.
Воспитатель: А говорить нахмурившись можно? (Нельзя).
Посмотрите на эту картину внимательно. Почему девочка такая грустная, обиженная?
Дети: Потому что мальчик не дает ей игрушку матрешку.
Воспитатель: Подумайте, что должна сказать девочка?
Дети: Она должна вежливо попросить игрушку : «Дай мне, пожалуйста, матрешку».
Воспитатель: А что бы вы ответили, если бы у вас попросили игрушку? Что, по-вашему, ответит мальчик? Как поблагодарит его девочка?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Дети часто забывают говорить слова вежливости. Кому надо говорить вежливые слова : чужим или своим?
Дети: Вежливые слова нужно говорить всем.
Воспитатель: Вот какой случай произошел однажды в автобусе. Мальчик Миша ехал с мамой из садика домой. Вошел он в автобус и как закричит: «Я хочу к окну!». Взрослые уступили ему место. Хорошо ли поступил мальчик?
Дети: Миша поступил неправильно. Дети должны уступать места взрослым, особенно пожилым людям. И нельзя кричать очень громко в общественных местах.
Воспитатель: Посмотрите вот на эту картину. В детский сад пришла новенькая девочка. Что она должна сказать детям? Что они могут ей ответить? Девочке захотелось поиграть в телефон, как она должна его попросить?
Ответы детей: Девочка сказала: «Здравствуйте, дети!», «Можно мне поиграть с тобой» или «Дай мне, пожалуйста, телефон, мне очень хочется поиграть в него».
Воспитатель поправляет детей, если они отвечают не точно. Затем показывает картину «В гостях у желтого медвежонка».
Воспитатель: Посмотрите, у медвежонка день рождения. Как его поздравляют дети и Чебурашка? Что ему желают?
Дети: «Медвежонок, с днем рождения! Прими, пожалуйста, наши подарки. Будь всегда здоровым, веселым, расти большой».
Воспитатель: Как медвежонок благодарил гостей? (Ответы детей).
Давайте рассмотрим еще одну картину. К детям в гости пришла кукла Наташа. Что она сказала, войдя в группу? Что сделали дети?
Дети: Кукла сказала: «Здравствуйте, дети, я пришла к вам в гости». Дети пригласили куклу к столу. «Кукла Наташа, угощайся, пожалуйста». «Спасибо за угощение!»
Воспитатель: Ребята, а есть ли у нас вежливые дети?
Дети: Да, есть. Это … Он всегда здоровается, благодарит за еду, делится игрушками, уступает место.
А я считаю вежливой …Она всегда поможет, благодарит за помощь, не забывает здороваться, дружит со всеми детьми группы.
Физкультминутка
Мы теперь совсем большие,
Вот какие, вот какие! (Руки тянем вверх)
Время движется вот так:
Тик-так, тик-так (Наклоны вправо, влево)
Занимайся физкультурой
Вот так, вот так! (Приседания)
Воспитатель: Дети, сядьте удобно, так, чтобы спина была прямая. И послушайте меня. Есть еще хорошие слова «простите», «извините». Послушайте стихотворение Юсупова «Простите». (можно включить аудиозапись).
Н. Юсупов «ПРОСТИТЕ»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И робко и тихо "Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую. Есть лучше в продаже.
"Простите" - казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
- Почему мама с бабушкой рассердились на папу?
Дети: Им было жалко вазу. Папа разбил драгоценную вазу.
Воспитатель: Почему мама стала улыбаться?
Дети: Мама стала улыбаться, потому что папа попросил прощения.
Воспитатель: «Простите» - это волшебное слово, но нужно, чтобы слово не расходилось с делом. Есть такая поговорка «Дело сильнее слов». Давайте повторим: «Дело сильнее слов». И будем стараться слов на ветер не бросать.
А я сейчас задам вам трудные задачи. Слушайте внимательно.
-- Мальчик сидит в автобусе. На остановке в автобус вошла девочка с куклой. Как должен поступить мальчик?
Дети: Мальчик должен уступить девочке место.
Воспитатель: А теперь посмотрите, правильно ли вы решили.
-- Следующая задача. Девочка пришла к Оле в гости. «Почему ты не здороваешься?» - спросила она Олю. А Оля отвечает «Ты должна здороваться первая». Кто же прав?
Дети: Оля. Кто заходит, тот и здоровается.
Воспитатель: И эту задачу вы решили. Теперь самая трудная: «Девочка жалуется маме: «Какой Саша невежливый мальчик, называет меня Танькой». «А ты как его зовешь?» «Эй, ты!» Кто же из детей невежливый?
Дети: Никто не вежливый. Надо называть друг друга по имени.
Воспитатель: Молодцы, со всеми задачами вы справились. Значит, вы знаете, в каких случаях как себя вести. Я буду надеяться, что вы все будете вежливыми и культурными детьми. Сегодня вы были очень активными (перечисляю имена, отвечали полными ответами. И я для вас приготовила сюрприз: я дарю вам картинки-раскраски с разными ситуациями. Вы будете их раскрашивать и обговаривать то, что на них изображено.